ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

«Нужно о детях говорить в это страшное время?»

Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Так и хочется продолжить цитату: «?ведь оно губит больше всего детей». Это слова Софьи Коломийцевой, матери семейства из пьесы М. Горького «Последние». Ее премьера только что прошла на сцене Московского театра под руководством О. Табакова в постановке Адольфа Шапиро.

Осмелюсь утверждать, что спектакль стал одним из самых удачных на московских подмостках в последнее время. Почему именно пьеса Горького, автора вроде бы не из модных ныне? Это вопрос к театру и его художественному руководителю. В прессе уже высказывались мнения, что Табакову особенно близка тема разрушающейся семьи, трагедии непонимания между отцами и детьми. С другой стороны — а кому из нас эта тема не близка? Кто из нас (детей и отцов одновременно) сию минуту не страдает от разлада в собственной семье, особенно на фоне всеобщего хаоса? Тема — вечная. Наверное, просто пришло время и театру обратиться к этим вопросам, и не на зарубежном материале, а на нашем родном, российском. Ничего, что события пьесы происходят в начале века — перекличек с нашими днями более чем достаточно.

Надо отдать должное постановщику и актерам: политические аллюзии не выпячиваются, хотя тяга к реалистическому прочтению сюжета очевидна. Автор, знающий Россию досконально, что и запечатлел в своей обширной драматургии, в пьесе «Последние» анализирует деградацию дворянства, последних из славного когда-то сословия. Можно, конечно, попенять автору на не очень-то глубокую (в психологическом плане) разработку характеров действующих лиц, но в данном случае это за него замечательно делают актеры.

Блистателен актерский ансамбль во главе с Ольгой Яковлевой, Олегом Табаковым и Евгением Киндиновым, которые с первых же сцен задают тон всему спектаклю. Это старшее поколение Коломийцевых, распорядившихся своей жизнью так, что для пятерых детей пребывание в их семье стало адом. А те, как бывает и в реальной жизни, разные. Кто-то, как Надежда (Н. Тимохина) и Александр (А. Смоляков), с младых ногтей проникнуты цинизмом и успешно приспосабливаются к обстоятельствам, шагая по трупам к желанной цели, — материальному благополучию и комфорту. Они не особенно задаются вопросами морали, им хочется быть хозяевами этой жизни, и они будут ими — до поры до времени. Дитя материнского греха горбунья Любовь (М. Зудина) слишком сосредоточена на собственном несчастье и ненависти к семейству. Она страстно желает покинуть эти стены, но куда ей деваться, что делать?

Еще хуже приходится совсем молодым Вере (М. Шульц) и Петру (С. Безруков). Они мечутся в поисках ответов на главные в их возрасте вопросы: честный ли человек их отец, в чем смысл жизни. Играют дебютанты превосходно, оба — на грани безумия в столкновении с подлостью реальности. Боюсь ошибиться, но, по-моему, Ольга Яковлева сыграла лучшую свою, поистине трагедийную роль. Здесь нет былого романтизма, изысканности и шарма прежних героинь. Ее Софья страдает, как самка за своих детенышей, которые гибнут на глазах, и понимает, что это она виновата во всем. Мороз пробирает по коже, когда, падая на колени, она выдавливает из себя: «Простите меня, дети, за то, что я родила вас? Что с вами будет?» «Трагический балаган», — бросает младший сын. А муж (О. Табаков) как ни в чем не бывало продолжает с пафосом разглагольствовать на развалинах семьи: «Нам нужно все забыть и помнить только, что семья — оплот? наша крепость, наша защита от врагов?» Олег Табаков ведет свою роль темпераментно, его герой пытается силой подавить всех, но авторитета-то в семье давно нет.

Все участники этого спектакля играют на высокой ноте, да по-другому в этом театре и невозможно. Крошечный зал и сцена не отделены ничем — сплошные крупные планы, и малейшая фальшь сразу же заметна. На мой взгляд, слегка этим грешит Евдокия Германова в роли госпожи Соколовой — чересчур нервна, и нервность эта как-то выбивается из общего реалистического рисунка спектакля.

Декорации Марат Китаева реалистичны в деталях, но вместе с тем сцена представляет сюрреалистическую картину распада. Отлично вписывается в образ спектакля духовой оркестрик, бравурными маршами усугубляя трагизм происходящего на сцене.
Пресса
Падший Мефистофель – «Мефисто» – МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 6.06.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева