Режиссеры

К лесу — садом

Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
По-стахановски, в ударные сроки МХАТ выпустил на своей сцене сразу два спектакля по Чехову — буквально полмесяца тому назад тут сыграли премьеру «Дяди Вани» Миндаугаса Карбаускиса. Спектакли оказались разительно непохожи друг на друга, но еще меньше они похожи на то, что каждый из двух режиссеров делал прежде.

Весь первый акт я смотрела «Вишневый сад» так, как и положено смотреть пьесу Чехова в постановке одного из самых тонких и стильных режиссеров Москвы. Прошлой осенью к нам на гастроли приезжали его «Отцы и дети» из Городского театра Таллина. Артисты с непроизносимыми, спотыкающимися о каждую гласную фамилиями играли с той степенью глубины и достоверности, о которой мы уже не смели и мечтать, а спектакль в целом поражал изяществом мизансцен и тщательностью проработки характеров. Вот и в «Вишневом саде» невольно начинаешь искать то, чем славен Шапиро, — волшебное психологическое кружево. Не находишь. Приглядываешься. Все равно не находишь. Раздражаешься. Примерно в начале второго акта мне вдруг стало совершенно ясно, что я ищу черную кошку в темной комнате при условии, что ее там нет. Попытаемся восстановить ход событий. 

В качестве исходного материала Адольфу Шапиро в силу разных причин достались: а) шедевр Чехова, б) сценография Давида Боровского, в) Рената Литвинова в роли Раневской, г) известный питерский артист Сергей Дрейден в роли Гаева, д) сборная команда МХАТа и «Табакерки». Наконец, альфа и омега всей этой истории — финансовая поддержка Михаила Куснировича (мхатовским «Вишневым садом» и закрывается его фестиваль «Черешневый лес»). Никакой дебютной идеи у Шапиро при этом, по всей видимости, не было, так же как не было ее у Миндаугаса Карбаускиса. Была необходимость освоить спонсорские деньги, поставив нечто общедоступное, без излишеств. Карбаускис выпустил в результате добротный спектакль, растворив свою яркую режиссерскую индивидуальность в безликом мхатовском академизме.

Шапиро тоже начал было честно разбирать пьесу по сценам и пытаться ее разгадать. Но уже ближе к генеральной репетиции он - вероятно, не без удивления — обнаружил, что спектакль его больше похож на дивертисмент, где сценография Боровского живет совершенно отдельной жизнью, а каждый из артистов играет в свою дуду. Дальше — продолжу предположения — художественная интуиция подсказала Шапиро единственно возможный в этой ситуации ход: подчинить этот «Вишневый сад» не законам психологического театра (петелька-крючочек, зерно роли, сквозное действие и т.п.), а законам некоего почти эстрадного зрелища. Тут удивительным образом пригодился и бесподобный сценографический аскетизм Боровского.

Главное в его декорации — мхатовский занавес. Он не разъезжается в разные стороны, а неожиданно раздвигается в глубину сцены, образуя вместе с линией рампы и линией театрального горизонта что-то вроде трапеции. Перед нами пустое пространство, фланкированное с обеих сторон знаменитой сероватой тканью с парящими чайками. В этом пространстве можно было бы поставить «Вишневый сад» в эпическом стиле, можно было бы вплести в сюжет пьесы историю отношений Чехова и Художественного театра, можно было бы… Пофантазируйте сами!

У Шапиро пустое пространство Боровского стало фактически пустым пространством эстрады, где Рената Литвинова отлично сыграла кинодиву Ренату Литвинову, Сергей Дрейден — мэтра театральной иронии Сергея Дрейдена, Евдокия Германова — (Шарлотта) мастерицу сценической клоунады Евдокию Германову (еще один сценический вариант Джельсомино), а Андрей Смоляков (Лопахин) — хорошего драматического артиста Андрея Смолякова. Отдельно ото всех, а точнее, надо всеми стоит Владимир Кашпур в роли Фирса, артист удивительной органики, глядя на которого я всегда испытываю одно и то же - немое восхищение. 

Каждый из них существует в своем регистре и в своей стилистике, не особенно соотнося ее со звучанием иных персонажей. У каждого есть свой сольный номер. Каждый рано или поздно выходит на репризу. И этот репризный метод существования петелек-крючочков и прочих параферналий психологического театра попросту не предполагает.

Простейший пример. Почему Гаев у Чехова произносит свой пафосный и нелепый монолог «Дорогой, многоуважаемый шкаф…»? Самый простой ответ — потому что он резонер. Ответ похитрее — он хочет загладить неловкость: его сестре только что принесли телеграмму от любовника из Парижа. Можно придумать психологическую мотивировку и изощреннее. Можно и даже нужно, если существуешь в системе драматического спектакля, но Шапиро явно выпадает из этой системы. В его «Вишневом саде» монолог не оправдан ни логикой характера (Гаев Дрейдена как-то не похож на резонера), ни логикой ситуации. Это просто возможность выйти на эффектный номер. «Дорогой, многоуважаемый шкаф…» Все смеются.

Еще более эффектным номером станет отчаянное торжество купившего сад Лопахина. Уж кто-кто, а Смоляков умеет поддать драматизму. «Музыка, играй!!» А музыка вот она, тут, под рукой, ибо на сцену (или на эстраду — я уж не знаю) посажен в третьем акте живой оркестр. Звездный час Ренаты Литвиновой — конечно же не «Сад мой, чистота моя…» (это не из ее репертуара), а сцена объяснения с Петей Трофимовым. Тут во всей силе и красе явлены ее ломаная грация и ее победительная беспомощность. А как она сорит деньгами! Это, уверяю вас, тоже отдельный номер.

Иными словами, перед нами концертное исполнение пьесы Чехова «Вишневый сад» в интеллигентной постановке крупного режиссера Адольфа Шапиро, начинающееся и заканчивающееся, как и положено концерту, на авансцене перед закрытым занавесом. Лишь ближе к финалу, словно вспомнив, кто он есть на самом деле, Шапиро ставит сцену прощания Лопахина и Вари по-настоящему — так, как умеет и должен. И слова, которые произносит Смоляков, обретают не концертный уже, а глубокий драматический смысл: попытался объясниться с женщиной и вдруг с абсолютной ясностью понял, что они чужие. Так кидаешься к человеку, чтобы обнять его, и видишь — не тот, обознался. Положа руку на сердце, я с легкостью променяю какое-нибудь занудное психоложество на хороший концерт (репертуар МХАТа он по-своему, безусловно, украсит), но весь этот концерт я, не задумываясь, отдам за одну такую вот сцену.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева