Режиссеры

«Обрыв» стал связью

Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Готовясь к грядущему в следующем году 200-летию со дня рождения Ивана Гончарова, МХТ имени Чехова выпустил спектакль по его роману «Обрыв». Побывав на нем, АЛЛА ШЕНДЕРОВА с удивлением обнаружила, что традиции русского психологического театра все еще живы.

Поставить в театре роман Гончарова — дело обреченное. Во-первых, как справедливо замечает режиссер и автор инсценировки Адольф Шапиро, спектаклей по 600-страничному «Обрыву» можно сделать столько, сколько в нем главных героев. Во-вторых, такое подробное психологическое письмо на язык театра переводится с трудом, особенно сегодня, когда психология в театре так и норовит обернуться дурной симуляцией — «психоложеством». Недаром лет пять назад таким бешеным успехом пользовался «Облом off» — постмодернистский спектакль Михаила Угарова, которому удалось пересказать роман языком современной новой драмы.

Ничего подобного Адольф Шапиро делать не стал. Наоборот, в прологе он будто намеренно бросает вызов авангарду: за пару секунд до открытия занавеса зал вдруг наполняют лязгающие звуки тяжелого металла. Но картина за занавесом открывается намеренно архаичная: белая усадебная лестница, растянутая художником Сергеем Бархиным почти от портала до портала, окутана густой рассветной дымкой. Справа от лестницы застыли герои, а из динамиков вместо металла льются нежные звуки романса «Утро туманное, утро седое…».

Всю эту «атмосферность» режиссер сгущает почти до символа. Конечно же, это не попытка возродить классический театр, а ностальгический поклон ему, отвешенный с большим тактом, но не без иронии. Ощущение же этот спектакль вызывает примерно такое, как старинная картина в альбоме, которую рассматриваешь, не снимая тонкой рисовой бумаги. Контуры чуть смазаны, краски неясны — и потому воображение то тут, то там дорисовывает картину на современный лад.

Вот так сквозь события «Обрыва» то и дело проглядывает сегодняшний день с его рваными ритмами, угловатыми движениями, отрывистой речью. Неблагонадежный Волохов (Артем Быстров), сосланный в уездную Малиновку под надзор полиции, расхаживает в растянутом свитере и черных джинсах нынешнего неформала. Влюбленная в него Вера (Наталья Кудряшова), предмет обожания Бориса Райского, кутается не в старинную шаль, а в обычный черный шарф. В характер же Райского, главного героя «Обрыва», норовящего превратить жизнь в драму, чтобы получить материал для написания романа, актер Анатолий Белый привносит долю постмодернистского шутовства. Так и движется эта объемная, многофигурная постановка, больше трех часов удерживающая зрителя в напряжении, а если и срывающаяся в скуку, то совсем ненадолго.

Анатолий Белый, Ольга Яковлева — легендарная прима Анатолия Эфроса в роли бабушки Татьяны Марковны и приглашенная из «Школы драматического искусства» Наталья Кудряшова буквально выносят спектакль на своих плечах. Собственно, неплохи в «Обрыве» все. Как в хорошем оркестре, здесь все слушают друг друга, но для настоящего психологического театра этого мало — тут нужна сильная актерская личность, индивидуальность. Такая, как у Ольги Яковлевой, привносящей в спектакль не только филигранное мастерство, но и тот самый эфросовский нерв, от которого даже воздух начинает вибрировать, стоит актрисе появиться на сцене. Под стать ей и Наталья Кудряшова. Молодая актриса вроде бы ничем не походит на Ольгу Яковлеву, но в ней чувствуется такая сила и независимость, что позволяет ей возвысить мелодраматические страдания уездной барышни до почти трагических высот.
Пресса
Вечера в Камергерском. Выпуск № 3, телеканал «Культура», 25.10.2023
Вечера в Камергерском. Выпуск № 2, телеканал «Культура», 24.10.2023
Адольфу Шапиро – 80 лет!, видеосюжет телеканала «Культура», 4.07.2019
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева