ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?

М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
21 июня нижегородцы получили уникальную возможность познакомиться с творчеством Театра-студии Олега Табакова. В рамках V Сахаровского фестиваля был представлен спектакль «Последние» по одноименной пьесе М. Горького (постановка А. Шапиро).

Спектакль этот, пожалуй, можно назвать агрессивным. Это и удивляет больше всего: пьеса, написанная почти век назад (1908 г.), буквально «хватает за горло» вас, зрителя конца столетия, и держит в состоянии волнения, тревоги, страха, заставляя эмоционально соучаствовать в происходящем. Не устаешь удивляться: как же, как им это удается? Как получается, что вы, спокойный и отстраненный наблюдатель, вдруг оказываетесь в эпицентре событий: в темной неуютной комнате с низкими потолками, среди большой недружной семьи, в доме, где каждую минуту ждут несчастий, в мире, который на ваших глазах сходит с ума?

Может быть, дело в том, что в этом спектакле все? настоящее. Мы уже привыкли к той огромной степени условности, которая наблюдается в большинстве гастрольных спектаклей, а тут? Живая музыка (духовой оркестр из четырех человек), предваряющая каждое явление и превосходно передающая «колорит эпохи». Медь тяжело и тускло поблескивает в полумраке, звучит марш, вальс, бравурно-гротескная полька, и в каждом фрагменте ощущение горькой «надтреснутости» (эта особенность парковой музыки кА нельзя более уместна). Сцена, заставленная старинной мебелью, — чувствуется даже специфический запах пыльного дерева. Нянька Федосья (ее блестяще играет Н. Журавлева) настолько органична, что кажется частью общего интерьера, и настолько естественна в интонации и пластике, что делает (можно сказать, одним своим присутствием) все происходящее абсолютно достоверным.

«Последние» — пьеса о вырождении русского дворянства. Тема звучит жестко и страшно, без чеховского сочувствия, сострадания и ностальгии. Горьковские дворяне уже почти не различают понятий низости и благородства. Иван Коломийцев, бывший помещик, а ныне полицмейстер (Олег Табаков) разорен бесконечными кутежами; он и его большая семья живут в доме брата Якова, постоянно выпрашивая у него деньги. Яков (Е. Киндинов) сохранил остатки дворянского достоинства и даже некоторого идеализма? но идеализм в этой среде выглядит, по меньшей мере, наивностью, — к тому же Яков смертельно болен. Вся семья ждет его кончины (кто-то со страхом, кто-то со злорадством, кто-то — рассчитывая на наследство). Жена Ивана Софья (О. Яковлева) вызывает в памяти византийское предание о матери и погибших дочерях, Софья и ее отдаленный «прототип» связаны темой мученичества. Дочери Коломийцевых также носят имена-символы (Вера, Надежда, Любовь), но это символы с обратным знаком: Любовь в этом доме может быть только уродливой и несчастной (Любу играет молодая актриса М. Салакова — кстати, наша землячка, родом из Дзержинска — и это очень удачный дебют). Надежда (Н. Тимохина) — «чувственное животное без ума и сердца», однако расчетливое и своекорыстное. Вера, недалекая романтическая барышня, почти ребенок (М. Шульц), сбегает из дому с околоточным Якоревым (Д. Бродецкий)? ее собственная вера в благородно-возвышенные чувства рассыпается в прах.

Старший сын Александр (А. Смоляков) циничен и груб, младший Петр (С. Безруков), не вынеся страшного прозрения («Наш отец — негодяй»), начинает пить. В воздухе повисает предчувствие катастрофы, которое пытаются заглушить трескучими патетическими монологами: Иван произносит пошлые речи об отцовском долге, о семье и детях (куда девалось природное и, казалось бы, неотъемлемое обаяние Олега Табакова? Коломийцев в его исполнении насквозь фальшив и отвратителен).

Несколько неожиданный для эстетики горьковского реализма образ создает Е. Германова. Ее героиня, госпожа Соколова, — единственный в пьесе «носитель истины». Пришедшая к полицмейстеру женщина прости за своего невинно осужденного сына, при этом не теряет гордости и достоинства. «Она вызывает уважение», — говорит Софья. Соколова в исполнении Германовой вызывает скорее недоумение: она нелепа и даже слегка карикатурна. Возможно, такое прочтение оправданно и даже необходимо — вряд ли назидательно-пропагандистский образ «дамы без страха и упрека» был бы адекватно воспринят зрителями конца XX века.

Общее впечатление высокого мастерства, таланта и профессионализма — редкий случай в восприятии гастрольного спектакля. Нижегородцы, попавшие в ТЮЗ вечером 21 июня, получили блистательную возможность увидеть НАСТОЯЩЕЕ произведение сценического искусства.
Пресса
Падший Мефистофель – «Мефисто» – МХТ им. А. П. Чехова, Ольга Григорьева, Театральный буфет, 6.06.2016
Хамелеон?, Анастасия Вильчи, ИА Index-art, 27.09.2015
«Заткнись, актёр!». По роману К. Манна «Мефисто», Ирина Алпатова, Театральная афиша, 9.08.2015
Мефисто-Царевич, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 24.06.2015
Предчувствие Геббельса, Марина Токарева, Новая газета, 13.06.2015
Мефисто Шапиро, Нелли Закирова, noteru.com, 8.06.2015
Сказ про то, как один актер пошел служить режиму и что из этого вышло, Алена Солнцева, Петербургский театральный журнал, 1.06.2015
Театр одного актёра, Елизавета Авдошина, Театрон, 28.05.2015
«Мефисто» породнился с дьяволом, Любовь Лебедина, Трибуна, 25.05.2015
Блеск и нищета лицедея, Ольга Егошина, Новые известия, 25.05.2015
Обольщенный и отброшенный, Мария Хализева, Экран и сцена, 22.05.2015
«Мефисто», Анна Балуева, Комсомольская правда, 21.05.2015
Карьера одной истории, Ирина Алпатова, Театр, 14.05.2015
Ничто соглашательское не чуждо, Роман Должанский, Коммерсантъ, 14.05.2015
Интервью на фоне спектакля «Мефисто», телеканал «Театр», 10.05.2015
Мефисто в России больше чем Мефисто, Марина Райкина, Московский комсомолец, 5.05.2015
Алексей Кравченко в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 3.05.2015
Зорче взглянуть на другую эпоху, чтобы узнать себя, Владимир Колязин, Независимая газета, 23.04.2015
«Мефисто» с нами, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.04.2015
Адольф Шапиро в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 20.04.2015
История одной карьеры, которая учит делать выбор, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 20.04.2015
В аду пусто, все демоны здесь, Столичный информационный портал, 17.04.2015
«Мефисто» — новая постановка Адольфа Шапиро, видеосюжет телеканала «Культура», 17.04.2015
МХТ поставил запрещенный роман Клауса Манна, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.04.2015
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
«Обрыв» современности Адольфа Шапиро, Артём Варгафтик, радио «Голос России», 15.03.2010
РУКОПИСИ ГОРЯТ, Ольга Галахова, Станиславский, 1.10.2007
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
ФИНАЛ В НАЧАЛЕ, Кристоф Функе, Der Tagesspiegel. Berlin, 18.10.2002
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Возвращение в кабалу, Ольга Егошина, Вёрсты, 22.09.2001
Мольер упал… У нас несчастье…, Наталья Казьмина, Труд, 15.09.2001
Мольеру не хватило места, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 14.09.2001
Влюбленный Мольер, Ольга Романцова, Вести.Ru, 14.09.2001
Жил да был один Мольер по прозванью Табаков…, Валентина Львова, Комсомольская правда, 11.09.2001
Лучше — только любовь, Ирина Корнеева, Время МН, 11.09.2001
Мольер по завещанию, Роман Должанский, Коммерсант, 11.09.2001
Некоролевские игры, Марина Давыдова, Время Новостей, 11.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
Реставрация, Олег Зинцов, Известия, 2.09.2001
Адольф Шапиро: «Я только теперь понял, как тяжело Табакову», Марина Давыдова, Время новостей, 20.08.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Компактное проживание от Луки, Наталия Каминская, Культура, 13.04.2000
Век по лавкам да по нарам, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 8.04.2000
Болеро на дне, Роман Должанский, Коммерсант, 5.04.2000
Пельмени важнее идей, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 5.04.2000
Повесть о гордых человеках, Елена Ямпольская, Новые Известия, 5.04.2000
Без надежды, с любовью, Алексей Филиппов, Известия, 5.04.2000
Мужской хор «На дне», Марина Райкина, Московский комсомолец, 4.04.2000
Узнай самого себя, Марина Давыдова, Время новостей, 4.04.2000
И ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ?, М. Кузнецова, Нижегородские новости, 23.06.1998
Мой Петр родился в третий раз, Мария Хализева, Культура, 2.12.1995
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
Обижают!, Александр Соколянский, Театральная жизнь, 1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
Буревестник революции залетел в табакерку, Алексей Белый, Комсомольская правда, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева