ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

У Нильса Бора улыбка Табакова

Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Одни считают, что этот спектакль по пьесе известного английского драматурга Майкла Фрейна, повествующий о взаимоотношениях двух великих физиков Нильса Бора и Вернера Гейзенберга, вообще не имеет никакого отношения к искусству, поскольку текст пьесы чем-то напоминает учебное пособие по квантовой механике, другие же приветствуют его появление на знаменитой сцене, так как театр должен не столько развлекать зрителей, сколько просвещать.

Наверное, истина лежит где-то посередине. Потому что, когда в течение трех часов актеры сыплют физическими терминами и заметно, как они напрягаются, чтобы не перепутать уран-235 с ураном-238, то воспринимать это тяжело. И если, не дай Бог, вы пропустите хоть одно слово в длинных диалогах ученых-соперников, то потом не поймете, почему Бору удалось вместе с американцами создать атомную бомбу, а его бывшему другу Гейзенбергу в фашистской Германии — нет. Так что зрителям требуется некоторое время, чтобы, как теперь говорят, «въехать» в суть взаимоотношений троих героев (включая жену Бора) и дела, которым они занимались.

К сожалению, не все зрители выдерживают это испытание и раздосадованные покидают театр во время антракта. Те же, у кого терпения и любознательности больше, во втором акте привыкают к научной терминологии и даже пытаются словить «кайф» от того, что разыгрывают на сцене Ольга Барнет, Олег Табаков и Борис Плотников. Например, очень интересно наблюдать, как Табаков, играющий Бора, спорит, отстаивает свою точку зрения, держит длинную паузу, молчит, хмыкает, хитро и лукаво смотрит на нетерпеливую Барнет, исполняющую роль его верной жены.

Конечно же, Табаков понимал, что зрителям, купившим дорогие билеты на премьеру, чтобы насладиться игрой актеров, не очень-то хочется разбираться в проблемах квантовой теории поля и протонно-нейтронного строения ядра, поэтому они могут «проголосовать» ногами против спектакля. Здесь он сильно рисковал, как рисковал и тем, что доверил постановку пусть и талантливому, но молодому режиссеру Миндаугасу Карбаускису, ученику Петра Фоменко. Но видно уж такова натура Табакова — рисковая, закаленная в «боях». Ему очень важно было доказать себе и другим, что в театре, помимо всего прочего, есть и игра мысли, интеллекта.

…В начале 1941 года Гейзенберг приезжает в оккупированную немцами Данию, чтобы поговорить с Бором о чем-то очень важном для него. Но прежней душевной близости между ними уже нет. Теперь они находятся по разные стороны баррикад: Гейзенберга опекает «третий рейх», Бор находится у фашистов под колпаком. Разговора не получается. Казалось бы, наука не имеет отношения к политике и этике, но, оказывается, они тесно переплетены. Свидетельство тому — трагедия Хиросимы.

Поэтому не важно, разбираются ли зрители в квантовой теории, прочитали Олег Табаков и Борис Плотников труды Эйнштейна, Бора, Гейзенберга или нет. Важно другое — способны ли мы совершать усилие над собой, способны ли преодолевать привычную инерцию сознания и отправиться в другие неведомые миры. Хотя бы мысленно. Конечно, ученым трудно было постичь строение атома, но самым трудным оказалось для них проникнуть в глубины своей души. Вот об этом и поставил спектакль молодой Карбаускис. 

И все-таки при всех «научных» экспериментах театр остается театром, с его неожиданностями, казусами, техническими накладками. Непонятно откуда взявшаяся кошка, мяукавшая за кулисами в течение первого акта, по теории вероятности могла сорвать спектакль, если бы… Если бы актеры и дальше делали вид, что не слышат ее, в то время как зрители по этому поводу начали веселиться. Когда же Олег Павлович, не выходя из образа, мягко прореагировал на кошачье мяуканье, то напряжение между актерами и публикой мгновенно спало. Вообще-то он, как никто другой из актеров, умеет действовать на аудиторию гипнотически. Табаков может несколько минут стоять на сцене, улыбаться, дымить свой трубкой с ароматным табаком, и это будет интересно, никто в зале и не шелохнется. Такова магия его актерского дарования. Поэтому, каким бы сложным ни был текст его роли, Табаков прежде всего общается со зрителем на душевном уровне. И это главное. Только вот никак не могу представить, что же стало с несчастной кошкой??
2003
С Новым годом! — Е. Б. Ж. , Андрей Ванденко, Итоги, 30.12.2003
Чудесные новые старые русские, Александр Соколянский, Время новостей, 26.12.2003
«Легкий привкус измены», Московский комсомолец, 25.12.2003
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Из жизни новых старых русских, Любовь Лебедина, Труд, 23.12.2003
Монолог счастливого человека, Алла Шендерова, Ваш досуг, 22.12.2003
Раз в сто лет колесо до Москвы доезжает, Елена Дьякова, Новая газета, 22.12.2003
«Последняя жертва» МХАТа, Алена Карась, Российская газета, 19.12.2003
Давнопрошедшее настоящее время, Александр Соколянский, Время новостей, 19.12.2003
У женщины деньги завсегда отберут, Мария Хализева, Вечерний клуб, 19.12.2003
Семейный бенефис, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Миллионщик, Олег Зинцов, Ведомости, 17.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Непоследняя жертва, Роман Должанский, Коммерсант, 11.12.2003
Изменившиеся, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
«Легкий привкус измены» В. Исхакова, Наталья Шаинян, Афиша, 12.2003
51 килограмм, Мария Хализева, Вечерний клуб, 28.11.2003
Жертвоприношение во МХАТе, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.11.2003
Роман в театре больше, чем роман, Юлия Рахаева, Вечерняя Москва, 24.11.2003
Секс в уральском городе., Елена Ямпольская, Русский курьер, 21.11.2003
Премьера с привкусом измены, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 14.11.2003
Гришковец привел во МХАТ и Бубнилу, и чудил, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 21.10.2003
Безотходное производство «Гришковец», Мария Львова, Вечерний клуб, 17.10.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Гришковец осадил МХАТ, Нина Агишева, Московские новости, 14.10.2003
Байки из МХАТа, Итоги, 14.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Бойтесь ахейцев, дары приносящих, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 14.10.2003
Что тот солдат, что этот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 10.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Наивная «Осада», Майа Одина, Новые известия, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец перестал быть идиотом, Глеб Ситковский, Столичная, 8.10.2003
Нам не страшен мелкий бес?, Ирина Алпатова, Планета Красота, 4.10.2003
Музей имени себя, Екатерина Васенина, Новая газета, 10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003
Сбылись мечты идиота, Наталия Каминская, Культура, 16.07.2003
Театр — on и жизнь — off, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.06.2003
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
Неча на зеркало плевать…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 3.06.2003
Зады русской словесности, Ирина Алпатова, Культура, 29.05.2003
Господа снимают сапоги сами, Нина Агишева, Московские новости, 27.05.2003
В полосе неудач, Александр Соколянский, Время новостей, 23.05.2003
Фаршированный бес, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 22.05.2003
Плевок в вечность, Алексей Филиппов, Известия, 22.05.2003
Неподражаемо противный спектакль, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 22.05.2003
Мелкий бес и его двойник, Елена Дьякова, Новая газета, 19.05.2003
Берегите отпрысков, Мария Львова, Вечерний клуб, 24.04.2003
Смерть Диван Диваныча, Олег Зинцов, Ведомости, 22.04.2003
Чужаки на поминках, Александр Соколянский, Время новостей, 15.04.2003
Бесшумный «Обломов», Марина Давыдова, Известия, 14.04.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Обломов опять умер, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.04.2003
Обломова сгубила добродетель, Глеб Ситковский, Столичная вечерняя газета, 10.04.2003
Физика без словаря, Александр Смольяков, Где, 8.04.2003
Есть несколько Любшиных, Артур Соломонов, Газета, 7.04.2003
Актер на все времена, Алексей Александров, Известия, 6.04.2003
Нас выбирают, мы выбираем, Игорь Шевелев, Время МН, 4.04.2003
Не попавшие в «Аркадию», Алексей Филиппов, Известия, 19.03.2003
Суета вокруг дивана, Наталия Каминская, Культура, 17.03.2003
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Немного нежности для Александра Волошина, Григорий Заславский, Независимая газета, 12.03.2003
Немного мифа, Алексей Филиппов, Известия, 11.03.2003
Ромео и Джульетта из дома престарелых, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 7.03.2003
Танцы минус, танцы плюс, Ирина Корнеева, Время МН, 7.03.2003
Очная ставка физиков и лириков, Ирина Алпатова, Культура, 6.03.2003
Чистейший Эльсинор, Мария Хализева, Вечерний клуб, 6.03.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
У Нильса Бора улыбка Табакова, Любовь Лебедина, Труд, 4.03.2003
Копенгаген, Еженедельный журнал, 4.03.2003
Девять дней одного 1941 года, Елена Дьякова, Новая газета, 3.03.2003
Не Копенгаген, Артур Соломонов, Газета, 28.02.2003
Во МХАТе изучают физику, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.02.2003
Лабораторная работа, Григорий Заславский, Независимая газета, 28.02.2003
Только для умных, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2003
Что сказал покойник, Олег Зинцов, Ведомости, 28.02.2003
МХАТ расследует дела физиков Третьего рейха, Александр Соколянский, Время Новостей, 27.02.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
Скучнее учебника по физике, Полина Игнатова, Газета.Ru, 25.02.2003
Физики — лирики, Павел Руднев, Ваш Досуг, 24.02.2003
Ольга Барнет, барыня-хулиганка: Не хочу кина!, Екатерина Васенина, Новая газета, 13.02.2003
Место встречи, Павел Руднев, Ваш Досуг, 21.01.2003
Нули, Елена Ковальская, Афиша, 19.01.2003