Марина Брусникина: Молодые гораздо интереснее «звезд»

Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2006
Еще совсем недавно Марина Брусникина была только актрисой и педагогом по сценической речи, а сегодня является одним из самых интересных и самобытных режиссеров. В эти дни у нее выходят сразу две премьеры: «Случай» по пьесе Гольдони «Забавный случай» в «Сатириконе» и «Река с быстрым течением» по рассказам Владимира Маканина в МХТ им. Чехова.

«Ноу-хау Брусникиной», «особый жанр», «литературный театр», «вообще не театр». Как только не называли ее постановки с молодыми актерами МХТ, Пушкинского театра и «Сатирикона»! «Технология» ее театра вроде бы ясна — хорошая литература, разбитая на голоса (полифония слова), плюс музыкальные интермедии, спетые а капелла (полифония как таковая), плюс абсолютное чувство ансамбля.

 — Проза Астафьева, Улицкой, страшный дневник Рубена Гальего — и вдруг в этом ряду появляется классическая комедия Гольдони. Вам захотелось поставить что-то традиционное?

 — В работе для меня нет разницы между Астафьевым и Гольдони. В прозе точно так же надо распределить роли, разве что разбить монолог на реплики. Может, когда-нибудь напишу методичку, как ставить прозу.

 — Часто в театральную педагогику идут вынужденно. А вы?

 — Все происходит помимо меня. Еще на втором курсе мой любимый педагог по речи Анна Николаевна Петрова сказала мне: «А ты будешь преподавать». Из всех моих сегодняшних ипостасей педагогика — самая спокойная. Здесь у меня нет комплексов. Мне нравится, что дело вообще не во мне, а в том, как я помогу раскрыться другому человеку.

 — А собственно актерская судьба вас радует?

 — Я вдруг увлеклась театром в старших классах. Как раз тогда много ставил Эфрос. И я решила пойти на театроведческий. А я девушка по жизни робкая, семья у меня не театральная? В общем, об актерском факультете и думать не смела, а читала кучу книг по истории театра. И вдруг передумала: а почему это кто-то будет играть, а я ведать?! Поступила легко. Складывалась неплохая актерская судьба. Но разве есть актрисы, которые полностью ею довольны? Сейчас, если судьба предлагает мне какую-то роль, я использую ее как передышку. Режиссура гораздо ответственнее. Меня просто убивает это чувство ответственности, когда все замыкается на тебе, и ты во всем виновата.

 — Сын ходит на ваши спектакли?

 — Когда подрос, стал ходить, водить друзей. Хотя до этого долгое время полностью игнорировал театр. Но когда пришел, заявил: о-о-о, интересно, прямо не театр! Почему-то эту фразу как похвалу часто слышишь от молодежи.

 — Как это он не любит театр, родившись в семье актеров?

 — Родители бросали его все детство, и однажды он заявил, что театр взорвет.

 — Скажите, а студенты как-то меняются с поколениями?

 — Нынешнее — очень одаренное. Ребята более открытые, легкие. Менее закомплексованные. Над нами довлело так называемое воспитание — что-то вроде шор. А эти — не наглее, а именно свободнее, рискованнее. И возможностей больше, но и конкуренция сильнее.

 — И часто приходится выбирать между заработками в сериалах и театром? Реально ли это совмещать?

 — В наше время все равно перетягивает заработок. В конце концов, в театр можно вернуться. Не в этот, так в другой.

 — Петр Наумович Фоменко, например, волосы рвет, видя, какими возвращаются его артисты после съемок.

 — Ничего не поделаешь: сериалы тоже профессия. Не могу я судить людей. Я скорее буду приспосабливаться.

 — Когда вы ставили «Черное на белом» Гальего, не было ли обидно, что своим успехом этот спектакль обязан в первую очередь самому материалу — пронзительному и страшному человеческому документу?

 — Я же ставила эту книгу не для того, чтобы поразить мир своим дарованием. Смысл нашей профессии не в этом. Если хоть кто-то воспримет эту боль — — значит, надо делать. И как можно меньше заниматься самовыявлением. Месяца два мы просто проревели вместе. «Черное на белом» — единственный спектакль, за которым я не слежу, не могу. В Питере на гастролях пришлось, и я сидела и думала: Господи, зачем же я устроила такой садизм?

 — А что актеры?

 — Они любят этот спектакль, и действительно, его невозможно не любить. Самое поразительное, что он до сих пор идет при аншлагах.

 — И до сих пор продолжается благотворительная акция?

 — Да, стоит ящик, люди кладут туда деньги, а мы периодически созваниваемся с определенным домом инвалидов и покупаем им, что нужно. Привозим на наши спектакли тех, кого можно привезти. Одной девушке из этого дома помогаем сейчас издать ее поэтический сборник. 

 — Ваши спектакли все хвалят за ансамблевость. Но в любой команде выявляется свой лидер, комик, чудак, первая красавица? Как удается сладить с борьбой индивидуальностей?

 — Это сложно. Например, кто-то говорит: «Я это уже играл, мне неинтересно» — а ты вынуждена учитывать все интересы. Иногда побеждаешь ты, иногда другой, а иногда мы расстаемся. Остается костяк, у которого превалирует ощущение общего дела.

 — Вы все время ставите с молодыми. Не было ли у вас желания сделать спектакль со знаменитостями?

 — Молодые мне гораздо интереснее «звезд». Вот сейчас у меня в МХТ репетируют знаменитости — Андрей Ильин, Игорь Золотовицкий и Дмитрий Брусникин, мой муж. Они все время где-то снимаются, чудовищно медленно учат текст, потому что им некогда. Просто катастрофа какая-то.
2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006