Спектакль в первом чтении

Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
На Малой сцене МХТ имени Чехова сыграли премьеру спектакля «Река с быстрым течением». Постановку по произведениям Владимира Маканина осуществила Марина Брусникина с молодыми актерами театра. Отличить новую работу от прежних инсценировок режиссера пыталась МАРИНА ШИМАДИНА. 

Еще несколько лет назад Марину Брусникину принято было аттестовать актрисой и педагогом по сценической речи Школы-студии МХТ. Но в последнее время она активно взялась за постановочную работу (из пяти свежих январских премьер госпоже Брусникиной принадлежат целых две, о спектакле «Случай» в «Сатириконе» Ъ писал 14 января), и называть ее иначе как режиссером уже невозможно. С другой стороны, режиссура в традиционном ее понимании предполагает интерпретацию художественного текста, наличие авторской воли, которая, собственно, и превращает постановку того или иного произведения в самостоятельное сценическое высказывание. В постановках Марины Брусникиной это отсутствует принципиально.

С тех пор как первая из ее литературных композиций (это был «Пролетный гусь» по прозе Виктора Астафьева) перешагнула порог учебной студии, где педагог по сценической речи устраивала со своими студентами чтецкие вечера, и вошла в репертуар Художественного театра, госпожа Брусникина стала выпускать спектакль за спектаклем, сделанные по одному и тому же рецепту. Молодые артисты, теперь уже члены труппы МХТ, читают по ролям и с выражением нарезанные из прозаического текста диалоги и необходимые ремарки к ним, немного играют, но больше интонируют. Будь это Виктор Астафьев или Людмила Улицкая (спектакль «Сонечка»), уральский писатель Виктор Исхаков («Легкий привкус измены») или вот Владимир Маканин — сценический язык спектаклей почти не меняется.

Здесь сам факт наличия книги, которую можно поставить, уже является достаточной причиной для ее инсценировки. Функция режиссера при этом сводится к ретрансляции авторского текста (порою сильно сокращенного), а спектакль превращается в аналог аудиокниг, которые наводнили в последнее время прилавки магазинов. Хорошая вещь — аудиокнига. Ставь в проигрыватель диск и слушай по пути на работу, если некогда читать. Правда, до старых советских радиоспектаклей современные записи редко дотягивают, и порою самые захватывающие вещи превращаются в редкое занудство.

Так и со спектаклем Марины Брусникиной. Вроде бы со сцены читают неплохую прозу и неплохо читают, но к финалу уже сводит скулы от тоскливого однообразия. В какой-то момент рассказчик (альтер эго автора, которого играет муж постановщицы Дмитрий Брусникин) говорит, что устал от чужих судеб, которые проносятся так быстро, что едва успеваешь заметить «сюжет для небольшого рассказа», а посочувствовать уже не можешь. Так же быстро мелькают эти судьбы и сюжеты в спектакле. Кому-то везет, кому-то нет, кто-то заводит романчик, кто-то разводится, кто-то обменивает квартиру, кто-то теряет близких. За мельтешением этих житейских ситуаций не успеваешь разглядеть лица героев.

А впрочем, создавать яркие, объемные портреты тут никто и не собирался. И в этом, наверное, один из главных просчетов постановки. Маканинские персонажи — это, конечно, не Гамлеты и не Фаусты, обычные середнячки, жители спальных микрорайонов, и супергероев из них не сделаешь. Следуя авторской неброской манере, актеры лишь обозначают двумя-тремя штрихами характеры, социальные типы своих героев. В результате получаются безликие персонажи, которых можно без особого ущерба для смысла спектакля поменять местами или убрать вообще (некоторые заявленные в программке герои на сцене так и не появились, наверное, не уложились в хронометраж и без того длинной, трехчасовой постановки).

Надо отдать должное Марине Брусникиной, которая первой рискнула вывести героев Владимира Маканина на сцену: экранизации произведений одного из сильнейших современных российских прозаиков случались и раньше, а вот театральных инсценировок до сих пор не было. На ее опыте каждый может убедиться, что как бы ни была хороша современная проза, просто прочитать ее со сцены мало и без поиска конгениального театрального языка тут не обойтись. Иначе можно просто послушать аудиозапись, а еще лучше — прочитать книжку.
2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006