ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Роман длиной в полвека

Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
В рамках фестиваля «Золотая Маска в Эстонии» в Русском драматическом театре состоялась встреча театральной общественности с Олегом ТАБАКОВЫМ, который в этом году отметил полувековой юбилей актерской деятельности.

Личное

Олег Табаков — многообразнейшая личность: актер, создатель и художественный руководитель московского театра-студии («Табакерка»); художественный руководитель и директор МХТ им. А. П. Чехова, и это, наверняка, не полный список его должностей.

Вот что он говорит о себе:

 — Мне семьдесят второй год. В 1957 году я окончил Школу-студию МХАТ по специальности «актер театра и кино», в 1956 году принял участие в создании московского театра «Современник» под руководством Олега Ефремова. Я проработал там 14 лет в качестве актера, затем, после ухода Олега Николаевича Ефремова во МХАТ, я стал директором.. С 1973 года я решил начать учить детей, чтобы организовать свое дело, хотя поначалу это планировалось как новая генерация, новое поколение «Современника». Но впоследствии, обнаружив, что мое понимание целей и задач театра «Современник» довольно резко разнится с аналогичными суждениями моих коллег, я оставил вначале свою должность директора, а потом и актера. В 1983 году по приглашению Олега Ефремова я перешел в Художественный Театр, где и работаю до сих пор. 15 лет я совмещал актерство с обязанностями ректора Школы-студии МХАТ, но в 2000 году, когда ушел из жизни Олег Николаевич Ефремов, не оставив мне времени на сомнения в необходимости подставить плечо свое, я принял руководство театром и последние два года совмещаю обязанности директора и художественного руководителя. Я ничего, естественно, не ставлю в этом театре. Это была первая моя заповедь.
Я женат вторым браком, у меня четверо детей, четверо внуков, моя младшая внучка старше моей младшей дочки на полтора месяца. И это мое главное достояние. 

Театральный лицей

Во время прошлого приезда Олег Табаков делился планами о создании театрального лицея.

 — Дело движется. Произведены бетонные работы, по-моему, уже до уровня второго этажа. Естественно, в планах указано, что все это будет сдано в эксплуатацию в четвертом квартале уходящего года. Реально это станет правдой, я думаю, в конце второго квартала 2007 года, а пока у нас будет одна ставка министра-координатора, который будет воплощать наши с директором театра Александром Сергеевичем Студневым идеи. Мы имеем 7,5 месяцев на формирование коллектива, который будет там работать. Как вы сами догадываетесь, занятие довольно авантюрное, план очень рискованный. Если говорить о структуре, то она будет вмещать в себя два последних класса школы. Эта школа предполагает наличие общежития. И, кроме всего прочего, это жесткая, серьезная селекция способностей. Потому что в театральном образовании все-таки очень сильны тенденции таких радостей педагогов от превращения человека средних способностей во вполне среднего актера. Но безжалостные приметы капитализма, которые я наблюдаю даже на улицах милого и ухоженного Таллинна, заставляют нас думать о том, что мы должны нести большую ответственность за судьбу людей, которых мы, так сказать, ангажируем в театральный цех. Даже в обществе развитого социализма, когда я учил детей, то я учил для себя.
Я ничего не хотел бы изменить в своей жизни, если бы мне была дана такая возможность, а вот семь лет, украденные первым секретарем Московского городского комитета КПСС Гришиным, — это, конечно, беда. Можно многое было сделать тогда, ведь мы были в хорошей форме и очень верили в себя. Но судьба распорядилась так, ну что делать? Надо наверстывать, хоть мне и немного осталось. То есть, в открытии театрального лицея нет никакого другого смысла, кроме как собрать со всей России самых одаренных детишек и учить их. 

Творческие планы

На вопрос о творческих планах, Олег Табаков воскликнул:

 — Вы знаете, работать надо! Как говорит отрицательный герой социалистической критики из пьесы «Дядя Ваня» профессор Серебряков: «Дело надо делать, господа». Надо кончать уже заниматься эдаким истеричным эксгибиционизмом, возлагая ответственность за наши беды на кого-то вовне. Выживут те театры, которые научатся зарабатывать деньги, занимаясь художественно-просветительской работой. С другой стороны, это вовсе не означает, что нужно оголять нижние части тела, дабы привлечь внимание удивленного зрителя. Это, в принципе, можно делать совсем другими методами. В этом году я уже 50 лет как занимаюсь ремеслом театрального актера, и, судя по вчерашнему залу, я понимаю, что контакт со зрителем по-прежнему наличествует.

- Насколько велико было сопротивление, когда в МХТ стали приходить режиссеры, ставящие в иной манере, спектакли которых кого-то восхищали, а кого-то эпатировали?

 — Сопротивления никакого не было. Придя в театр, я распустил все общественные организации. Олег Николаевич Ефремов болел очень тяжело последние несколько лет, и не вполне контролировал ход событий, да и не самые лучшие люди его окружали. Не все, но для того, чтобы развалить театр, много не надо. Три месяца понадобилось на то, чтобы люди поняли, что больше нарушать правила внутреннего распорядка им не позволено. За счет бизнеса был завершен ремонт гримерных, в театре стало чисто.

А если говорить серьезно, то я в этом театре кризисный управляющий, генерал из ведомства Сергея Шойгу. Второй мандат на руководство, который мне предложили и который я принял, закончится в 2010 году. К этому времени должно вступить в строй новое здание Театра на улице Чаплыгина («Табакерки» — прим. авт.). Кое-что нами уже сделано — построены художественно-производственные мастерские «Подвала» — это такой современный завод по производству театральных декораций. Подобное здание я надеюсь построить и во дворе Художественного театра. Я уже думаю и о том, кто наследует должность художественного руководителя, ведь мне немало лет. В Художественном театре, как вы догадываетесь, за это время сделано кое-что недурно. Скажем, шесть лет назад наполняемость зала была 42 процента, ну а сейчас 97-98, а иногда и больше.

Один богатый человек подарил мне миллион долларов, и мы построили сцену. 103 года в МХТ было две сцены, а сейчас — три. Новая сцена — это такая лаборатория, и здесь цены никогда не будут высокими, поскольку спектакли, которые на ней проходят, предназначены для определенной прослойки. Мы делаем поправку на покупательную способность людей, поэтому 15 процентов билетов продаем по очень низкой цене, но есть и дорогие билеты.

Например, недавно из Таллинна мне поступает запрос: «Олег Павлович, можно ли у вас купить одну или две ложи на сезон?». Что это означает? Что избыток достиг той критической массы, когда и для себя и для престижа надо ходить в театр. Другой человек везет 27-28 декабря на корпоративный юбилей в Новосибирск два спектакля. Он везет театр, а не Диму Билана, и не Аллу Борисовну.

Из моих настоящих радостей, кроме успешной продажи билетов, я назвал бы то, что в МХТ мы выплачиваем пособие по 5 тысяч рублей на каждого ребенка, а когда человек идет в отпуск, мы ему даем 25-35 тысяч рублей на поправку здоровья. И это не зависимо от того, в каком цеху он трудится.

- Каким образом из названия МХАТа исчезла буква А?

 — Естественным. Теперь театр называется МХТ им. А. П. Чехова. На мой взгляд, театр академическим быть не может. Во всяком случае, пока им руковожу. Академическим может быть институт, лаборатория? Мой отец, например, руководил секретной лабораторией научно-исследовательского института в Саратове. Они там по 8-10 лет выводили что-то и потом дарили это человечеству. Но какое отношение это имеет к театру? Театр — это сиюминутное дело, но оттого, заключил ли я контакт с вами, зависит очень многое. Богатство бесценное, которое мы унаследовали, — русский репертуарный театр. Он не сравним в мире ни с чем: театр в мире — институция духовная.

Режиссеры

 — Если говорить о режиссерах, то о режиссерах одаренных. Мне удалось привлечь наиболее одаренную режиссуру, это человек 7-8, но никто из них не будет в штате Художественного театра. Я позвал Карбаускиса в театр, когда он был четверокурсником, на сегодня он с двумя-тремя режиссерами — наиболее серьезные люди. Из тех, кто еще будет работать, — Дмитрий Черняков, который спектаклем по пьесе П. Мариво «Двойное непостоянство» произвел на меня, пожалуй, самое сильное театральное впечатление за последние три года. Дима Черняков по образованию оперный режиссер, а кроме этого еще и талантливый человек. Он собирается делать «Синюю птицу». Режиссура будет еще пополняться за счет актеров, желающих заниматься ею. Вот недавно в «Подвале» дебютировал Олег Тополевский, актер Художественного театра, он поставил пьесу Элдриджа «Под небом голубым». Кстати, это очень хорошая, серьезная работа. Сережа Газаров попробует свои силы сначала в «Подвале», а потом посмотрим. Он будет делать «Голого короля». Будем ставить «Горе от ума», «Царь Федор Иоаннович», «Женщина с моря» Ибсена, возможно, «Дети солнца» и конечно Чехова «Три сестры» и «Иванов». Очень хотелось бы, чтобы Эльмо Нюганен поставил у нас в театре, и мы работаем над этим. 

- Что за последнее время Вам показалось наиболее интересным?

 — В России появилась очень хорошая проза. Есть братья Пресняковы, которые получили абсолютное признание на Западе, они — обладатели награды Лоуренса Оливье «за драматическую литературу» — высшей театральной награды Великобритании. Ну а дальше? Нам нужно выращивать молодых драматургов. Мне бы как-то помочь этому процессу. Я как могу, помогаю, но мало. Интересным мне показалось произведение Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом», очень интересный человек появился на Урале со странной фамилией Иванов (не путать с Анатолием Ивановым, который написал «Вечный зов»). Сейчас очень интересные публикации (не пройдите мимо них) делает научно-исследовательский сектор Школы-студии. Это переписка Немировича-Данченко со Станиславским, переписка Немировича с его секретаршей. Когда это читаешь, думаешь о том, как на протяжении десятилетий, в той жуткой нечеловеческой жизни разврата и принудительного «омхачивания» эти люди все равно умудрялись быть естественными, думать о простом и главном — об успехе дела. Чтобы человек стал успешным, должна появиться внутренняя свобода. Свобода внутренняя рождается только от признания зрительного зала.

Проблемы

 — Я очень волнуюсь за школу для детишек — такие вещи нельзя проигрывать. Этого Господь не простит. Волнуют проблемы взаимоотношений актеров и театра, когда «халтура» интересуется актером. Я всегда говорю так:"За каждый рабочий день, в который вы изымаете актера, с которым заключен контракт на сезон (у всех заключен контракт на сезон), извольте заплатить театру, поскольку это его рабочее место.

- И платят?

 — Платят. У кого-то дороже день стоит, у кого-то дешевле. Стараются обмануть, конечно, тоже. Но уже никто не срывает наших планов кроме нас самих. 

- В Эстонию частенько привозят антрепризы не самого хорошего качества, в которых, кстати, играют довольно известные актеры. Как Вы думаете, это когда-нибудь кончится?

 — Не кончится, пока вы не освистаете их и не забросаете помидорами. Никакое другое воздействие не будет действенным. А вообще уже наступает отторжение от дурного — еще немного, и оно примет массовый характер. Например, американское посредственное кино мы уже отторгли. И время посредственного театра тоже уходит. 

2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006