Михаил Трухин: Во мне сидят Скорпион, мент и Гамлет.

Любовь Лебедина, Труд, 12.07.2006
Когда-то они были как три мушкетера — Константин Хабенский, Михаил Пореченков, Михаил Трухин. Вместе учились, вместе работали в театре Ленсовета, снимались в популярных телесериалах: «Улицы разбитых фонарей», «Убойная сила»… Потом Олег Табаков пригласил Хабенского и Пореченкова в МХТ, а их друг остался в Питере. Но, оказалось, разлучились они ненадолго. И сегодня Трухин играет Гамлета в том же Художественном театре.

- Михаил, что вы почувствовали, когда вас пригласили на такую роль и в такой театр?

 — Это случилось минувшей зимой, я снимался в Подмосковье. Был жуткий холод. После окончания съемок мы сидели в трейлере, ждали машину, пили водку, чтобы как-то согреться. У меня зазвонил мобильник и я услышал: «Художественный театр предлагает вам сыграть Гамлета». Я настолько растерялся, что… попросил перезвонить. Через 15 минут звонок повторился. Тут я уже собрался, сказал, что согласен, но встать со стула не мог — ноги от волнения отказывали. Потом позвонил Юра Бутусов (режиссер «Гамлета») и подтвердил, что это не розыгрыш.

- То, что Хабенский и Пореченков тоже должны были играть в «Гамлете», как-то повлияло на ваше решение?

 — Конечно, ведь они — главные мои партнеры (Клавдий и Полоний), с ними мне не так страшно было входить в новый коллектив. Но я бы согласился в любом случае, поскольку Гамлет — мечта каждого актера. К тому же есть печальный опыт. Пять лет назад я не решился играть князя Мышкина в спектакле все того же Юрия Бутусова «Идиот» и тем самым надолго испортил с ним отношения. 

- Вы никогда не жалели, что ушли из театра Ленсовета, где так успешно начинали?

 — Я не сам ушел, меня уволили.

- За нарушение трудовой дисциплины?

 — Что-то вроде этого. Я сделал очень сложную операцию на глаза, заранее предупредив об этом руководство театра. А когда вышел из больницы, то обнаружил, что в репертуаре дважды подряд стоит мой спектакль «В ожидании Годо», требовавший большого физического напряжения, что было мне после операции категорически противопоказано, и я отказался играть. Дирекция посчитала это капризом, и со мной распрощались. В общем, банальная история. 

- И после этой банальной истории вы оказались в актерском простое?

 — В театре, да. Правда, у меня были небольшие киноработы: в «Детях Арбата», «Гибели империи», «Ленинграде», но мне хотелось большего.

- Переживали, нервничали?

 — Как любой артист, когда у него нет серьезных ролей и ему кажется, что его все забыли. Уж слишком у нас зависимая профессия. ..

- Некоторые даже считают, что эта профессия не мужская.

 — Почему? Очень даже мужская — она для выносливых и терпеливых людей. Например, во время показа «Гамлета» мы меняем по три рубашки — они мокрые от пота. А в спектакле «Сторож» по пьесе Гарольда Пинтера я только на 153-м представлении поймал себя на мысли, что наконец-то сыграл хорошо.

- Вы случаем, не самоед?

 — Есть немного, так как по знаку зодиака я Скорпион, а уж он-то больше всех мучает себя.

- И семью тоже мучаете?

 — Я бы не хотел говорить о семье, поскольку это очень личное.

- Многие считают, что актеры гонят откровенную халтуру, снимаясь в бесконечных телесериалах…

 — Я так не считаю, потому что если артист будет халтурить, то его больше не позовут сниматься. Более того, именно артисты часто вытягивают сериалы своими импровизациями, пытаясь как-то улучшить слабый драматургический материал. Что же касается того, что одни и те же сериалы бесконечно крутят по всем каналам, то ведь артисты к этому никакого отношения не имеют, а деньги на этом зарабатывает кто-то другой.

- Но ведь вам приходится сниматься и ради денег?

 — Великая Фаина Раневская как-то сказала, что кино — искусство плебейское. В кино всегда зарабатывали деньги, в отличие от театра.

- В вашей творческой биографии были такие кинорежиссеры, с которыми хотелось бы встретиться еще?

 — Пока таких «романов» у меня не было. Правда, однажды мы с Костей Хабенским пробежали на заднем плане в фильме Алексея Германа «Хрусталев, машину!», репетируя этот крохотный эпизод пять дней. Но больше судьба не предоставила мне шанс встретиться с мастером подобного уровня. Сейчас большинство кинорежиссеров стремятся к результату, игнорируя процесс творчества, — вот и получаются фильмы-скороспелки. То же самое происходит и в антрепризе. Собрались актеры на две недели, порепетировали, текст выучили — и рванули собирать по стране «капусту». Я понимаю, что деньги всем нужны, особенно в Москве, но ведь и об актерском будущем тоже надо думать, а это во многом дает репертуарный театр, тот же МХТ, где меня очень хорошо встретили, предоставили жилье. И вообще атмосфера здесь что надо.

- Ваши друзья переехали в столицу раньше вас, вы им завидовали?

 — Мы дружим со студенческой скамьи, вместе учились у замечательного педагога Вениамина Фильштинского. Их переезд в Москву был закономерен, они не боялись двигаться вперед, а я поосторожничал, отказавшись от «Идиота» и таким образом на время перекрыл себе кислород. Но ведь на ошибках учатся…

- Вы теперь тоже московский житель. Что-то вас еще связывает с родным городом?

 — Я не московский житель. Но уже и не совсем питерский. Я житель «Красной стрелы». (Смеется.) А с Питером меня по-прежнему многое связывает. Это, в первую очередь, трехгодичный контракт с телесериалом «Улицы разбитых фонарей», который я должен выполнить, несмотря на то, что на девять месяцев прерывался из-за репетиций «Гамлета». Во-вторых, человеческие обязательства перед театром «На Литейном». Не могу же я покинуть замечательного актера Сеню Фурмана, с которым мы уже 6 лет играем в упоминавшемся «Стороже».

- Наверное, Москва оглушила вас после спокойного Петербурга?
 — Да, здесь все другое: архитектура, воздух… Люди, которые никогда не смотрят в глаза.

- Это вы заметили в метро?

 — Нет, в метро я уже более десяти лет не спускаюсь — езжу на машине. Так, по крайней мере, можно, не отвлекаясь, думать о своем и даже учить роль. С возрастом-то на любую мелочь обращаешь внимание. ..

- Коль зашел разговор о возрасте, то скажите, сколько вам лет?

 — 34 года. Возраст Христа я уже перешагнул.

- Вы верующий человек?

 — Да. Но поскольку мы в большинстве своем эгоисты, то к вере обращаемся в самые трудные периоды своей жизни, когда нам очень плохо, например, когда болеют родные или кто-то умирает из близких людей. Так смерть нашего друга Андрея Краско сильно оглушила нас, мы так и не можем прийти в себя, все это кажется неправдой. Остается одно утешение, что там, на небесах, ему будет легче, чем на земле. Ведь Андрюше пришлось пережить немало трудностей, и подчас жизнь к нему была слишком сурова и несправедлива. При этом он всегда старался помочь каждому из нас и никогда не жаловался на свою судьбу. По-моему, такие мужики должны обязательно попадать в рай. А что касается веры, то это, конечно, дело интимное. И когда она живет в душе, то людям есть на что опереться. Именно в вере они черпают силы для жизни. Возьмите нашу классическую литературу, она вся пропитана христианскими мотивами, и поэтому от нее исходит великая мудрость.

- Что вы сейчас читаете?

 — Повесть «Жажда» молодого, но уже известного писателя Андрея Геласимова. Очень люблю Гоголя, Сергея Довлатова. Поверите ли, с первого по седьмой класс я вообще не выходил во двор гулять — запоем читал книги. Их было много в библиотеке моей бабушки, которая занималась моим воспитанием. Именно благодаря книгам я с 15 лет «заболел» театром и после школы в течение трех лет упорно поступал в театральный институт.

- А помимо чтения у вас есть еще какое-то любимое занятие?

 — Дайвинг. Уже пятый год занимаюсь нырянием на большую глубину. Спустишься на 40 метров под воду, а там — никаких людей, разговоров — только тишина. В этом году ездил в Доминиканскую республику, где есть подводные пещеры, и когда плывешь в акваланге и с фонариком среди трехметровых сталактитов, то дух захватывает от красоты.

- Вы любите наслаждаться красотой в одиночестве?

 — Наверное. Чтобы по-настоящему оценить красоту, надо в нее проникнуть.

- А что вы цените в людях?

 — Талант. Если человек талантлив, то я готов ему многое простить. Ведь талант дается от Бога!


2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006