Константин Хабенский: Профессия очень сволочная

Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Сейчас его лицом (некрасивым, как видится отдельным завистливым мужчинам) завешана столица страны. На нас накатывает «Дневной Дозор». В прошлом году он триумфально снялся в «Бедных родственниках». В декабре прошла премьера «Гамлета» в МХТ в постановке Юрия Бутусова — там Хабенский сыграл Клавдия. Некоторым кажется, что он сейчас везде, что его многовато, — похоже, такое чувство есть и у него самого. От разговоров он прячется. Интервью дает редко. Один раз я про него прочел, что он вообще не любит разговаривать, потому что главного никогда не скажешь. Неправда. Хабенский любит красивые слова и их сочетания. Например: техникум авиационного приборостроения и автоматики. Школьником, прочитав такое на дверях питерского учебного заведения, он решил, что это занятие для него. Его хватило на три года. — Почему так быстро расхотели быть электронщиком? — Понял, что технарь из меня никакой. То есть в теории все понимаю, а на практике ноль. Как честный человек, сдал курсовик и сказал себе: все, я чист. Расставшись с приборостроением и автоматикой, он двинул в артисты. Говорит, это друзья ему так сказали: иди-ка ты в артисты! Пошел. Миновало уже гораздо больше трех лет. Пока что Хабенскому это занятие не наскучило.

Блиц

Сначала я решил: раз уж он так не любит отвечать подробно, сделаем интервью нестандартное. Длинные вопросы и короткие ответы.

- Правда ли, что вы иногда в интервью что-то про себя выдумываете? Например, что собираете коллекцию театральной обуви или еще что-то… Просто потому, что скучно одинаково отвечать на вопросы?
 — Правда.
- О личной жизни с вами тоже лучше не говорить, да?
 — Да. 
- Но вы женаты, и жену зовут Настя?
 — Да. 
- Вы действительно умеете играть на гитаре?
 — Умею.
- И играли на Невском за деньги, но не ради денег, а ради удовольствия?
 — Играл.
- Что-нибудь бардовское?
 — Рок.
- Ваши главные театральные друзья — Пореченков, Трухин, Зибров?
 — Семчев…
- Скажите, после «Дозоров»… иногда все же кажется, что есть иной мир. Не может же быть, чтобы все вот так здесь кончалось. Чтобы только из этого все и состояло. У вас такое ощущение бывает, да?
 — Да. 
- Но ничего мистического на съемках не происходило?
 — Нет.
- Хотя вы суеверны…
 — Да. 
- Ладно. Теперь поговорим нормально, а то ведь так долго можно. Ладно?
 — Ладно.

Горошек в черном

- Бывают моменты, когда вы свою профессию ненавидите?
 — Почти каждый день. Не буду утомлять вас подробностями «кухни», но профессия очень сволочная. Если у тебя вчера получилось — еще не факт, что сегодня получится. Нужно каждый день приходить и доказывать, что ты именно тот, кого хотят видеть. Именно тот, кто пускай иногда, но способен удивить себя самого. Именно тот, кто может без стыда сказать: я стараюсь работать честно. Совершаю ошибки, исправляю их, делаю выводы, иду дальше. Каждый день надо доказывать, что ты - все тот же. И при этом все лучше.
- Ну, это не только артистам доказывать надо. Только способы доказательств разные. Есть вещи, которые ни за что не станете делать перед камерой, как бы вы ни хотели что-то себе или другим доказать?
 — В порнографии не буду участвовать.
- А за камерой? Вы звезда, лицо общеизвестное. Представьте, приходят к вам с открытым письмом, чтоб вы свою звездную подпись поставили. В поддержку или в осуждение?
 — Нет, я не готов.
- А предлагали?
 — Были какие-то варианты, но я всегда ухожу от этого.
- Это позиция принципиального одиночки или что-то другое?
 — Почему же, я не одиночка. Я готов входить в разные компании, но на профессиональной основе — ради дела, которым я занимаюсь и которое мне нравится, несмотря ни на что. Но на идеологической почве или на вкусовой — объединяться не люблю. Я делаю свое дело и не считаю себя вправе о чем-то пророчествовать, кого-то учить… оценки расставлять…
- Собственно, в актерской профессии вы уже успели три жизни прожить — сейчас вот четвертая идет.
 — Какие, интересно?
- Первая — в ленинградском самодеятельном театре «Суббота», где вы подвизались, как сами выражаетесь, «театральным горошком». Кстати, какой смысл вы в это вкладываете?
 — Это еще называется «люди в черном». Театральная массовка, которая стоит на заднем плане, создает декорацию. .. Ставил декорации, бегал в цепочке, позже стал какие-то роли получать.
- Вторая ваша жизнь началась в ЛГИТМиКе на актерском курсе Вениамина Фильштинского — к нему вы поступили, до того с ходу срезавшись во всех театральных домах Москвы, за исключением ГИТИСа, но туда на второй тур не поехали. Кстати, почему?
 — Денег на билет из Питера не хватило.
- На том курсе из Пореченкова, Трухина, Зиброва и вас сложилась актерская команда, которую повел за собой режиссер Юрий Бутусов — сначала в «Театр на Крюковом канале», рожденный на голом энтузиазме, а затем — во «взрослый» Театр имени Ленсовета. Там началась третья жизнь, отмеченная не только ролями в «Войцеке» и «Калигуле», но и в перерыве между ними — первым налетом на Москву: вас сманил к себе в «Сатирикон» сам Константин Райкин, пообещав роль в «Кьоджинских перепалках». Почему вы вернулись через полгода? Труппа не приняла или худрук охладел?
 — Там очень хорошо, в «Сатириконе». Настоящий семейный дух. Но я ошибся, когда подумал, что смогу начать все с нуля. Терпения не хватило — сидеть и ждать, когда дадут поработать. Я смотрел на Райкина, и мне хотелось делать все то же самое.
- То же самое или свое?
 — Свое то же самое. Играть все роли, которые играет он.
- Вы ему об этом не сообщили?
 — Зачем? Он же актер — и так все понимает. Короче говоря, я сидел-сидел, ждал-ждал. А потом мне все это надоело, и я сбежал. «Сатирикон» — театр одного актера, это не хорошо и не плохо, просто такие правила игры. И надо либо их принимать, либо уходить, а не сидеть-бухтеть.

Прощай, Плахов!

- Правда, что вы ушли из «Убойной силы»?
 — Да. Новый сезон снимают без меня.
- Вы приостановили членство в этом клубе или навсегда его покинули?
 — Я не знаю, навсегда или на время. Может, какие-то чрезвычайные обстоятельства и заставят меня вернуться. Но пока я вышел из этой игры. Потому что? Сейчас попытаюсь сформулировать? Потому что мне это стало неинтересно.
- Понятная формулировка. А что, был момент, когда вы испытывали к роли опера Плахова настоящий актерский интерес?
 — Был. В самом начале, когда мы сочиняли, фантазировали. Чеченский блок тоже был интересен. В Африке мы неплохо повеселились. А потом пошли повторы. И когда ты вынужден отвергать разные предложения только из-за того, что связан обязательствами с «Убойной силой», это начинает понемногу раздражать.
- Раздражение оказалось сильней благодарности? Все же народную славу вам не спектакли Юрия Бутусова обеспечили, как бы хороши они ни были. И даже не фильмы Дмитрия Месхиева, какие бы разные роли он вам ни предлагал. Это для вас опер Плахов сделал.
 — Я разве отрицаю? Сделал, спасибо ему. Но я хочу развиваться. Я вообще хочу сейчас больше в театре играть. И потом, он же мне не только славу сделал, но и определенные ее издержки. Я не в обиде, когда со мной заговаривают на улицах, узнают где-то. Не буду врать, что это всегда неприятно. Но я не хочу, чтобы меня это порабощало; зависеть не хочу, понимаете? Мне все-таки надо, чтобы я сам себе сказал: да, здесь — хорошо. И потом, не бывает вечных сериалов.
- А я читал, будто вы отказались сниматься в «Убойной силе», обидевшись на режиссера Сергея Снежкина, который-де пренебрежительно отозвался о ваших «Дозорах».
 — Я даже не разговаривал с ним на эту тему.
- Тогда поговорите, пожалуйста, со мной. Насколько я понимаю, «Дозоры» вам интереснее «Силы». Чем именно?
 — Жанром, конечно. Я в таком еще не играл. Потом — технологией. Я когда увидел, что ребята в результате сделали, попал под серьезное впечатление от всей этой технологической истории. 
- Но ведь не только технологией, верно? Городецкий-то — живой персонаж.
 — Вот он этим и интересен, да. Сочетанием силы и слабости. В нем сила, которая как бы не очень ему и нужна, которая в тягость скорее. И главная задача его — не стать Иным, а вроде как остаться человеком, что несовместимо, конечно. Почему и финал такой, если вы видели. Потом, там чисто профессиональные задачи забавные. Сыграть женщину в мужском теле… Я подобных вещей не делал еще. Театр — он, конечно, более живое дело, менее техническое, артиста там видней. Но «Дозор» с его аттракционами — это опыт увлекательный, не говоря уж о самой странной встрече Нового года, которую мне это кино обеспечило. С ночной премьерой через два часа после курантов.
- Автор-то доволен?
 — Надеюсь, что убедил его. Лукьяненко написал Городецкого, который не очень сомневается, сражаясь на стороне добра. В нем все-таки больше от супергероя. Мы с Бекмамбетовым решили, что в кино интересней другой, более приземленный, временами беспомощный, изломанный… Что он должен мучиться все время, выбирать. То он на стороне сына — который Темный, то на стороне женщины, которая Светлая и вдобавок сильнее его… Вторая часть получилась лиричней, в ней меньше быта и едкости, чем в первой. И герой уже совсем не супермен. Я вообще-то не хочу ничего пересказывать, не все еще посмотрели… но Городецкий во второй истории мне больше нравится. Он там серьезнее.
- Трудная была работа?
 — Трудная. Много зимних натурных съемок, холода много, физическое напряжение большое… Мне было интересно, мне очень симпатичен режиссер, но «Дозоры» — не самое легкое занятие. 
- Каким образом вы отдыхаете?
 — Ничего экзотического. Читаю, хожу в театр, лежу на диване. Экстрима хватает в работе. Я не очень верю, когда человек говорит, что ему доставляет удовольствие только активный отдых. У человека должно быть время лежать, думать, смотреть в окно. Паузы нужны, когда принадлежишь только себе.

«Клавдий мне интереснее Гамлета»

- Вы немало ездили с «Белой гвардией». Как ее принимают?
 — Очень хорошо. В Киеве особенно — там это приобрело какую-то дополнительную актуальность. Но и вообще — живой отклик. Это потому, что мы не исторический спектакль делали. Это история про живых людей, вне времени абсолютно. Я не люблю распространяться о театре, потому что иначе у меня бы другая профессия была — критик, например… Мое дело играть, причем желательно играть так, чтобы это нельзя было объяснить словами. Но если уж говорить о «Белой гвардии», то это же история вневременная совершенно. Это история про то, что надо делать, когда ты сидишь в своем доме, а вокруг мир рушится. И оказывается, что рушиться-то он рушится, а делать то, что должно, все равно надо.
- Перейдем к другой мрачной истории — к «Гамлету». Тоже мистика, почти «Дозор» своего времени…
 — Ну, «дозор» там только вначале. Когда призрак увидели.
- У вас в спектакле Гамлет и Клавдий — ровесники?
 — Да, это принципиальная для нас вещь. Их противостояние приобретает совсем иной вид. 
- Вещь принципиальная, но не новая. У Глеба Панфилова 20 лет назад в ленкомовском спектакле эта идея уже поработала.
 — Да? Ну, значит, мы не оригинальны.
- Почему же? Бутусов непредсказуем. Я помню, как он говорил про вас: Хабенскому обязательно надо сыграть Гамлета. Но вот проходит время, он берется за эту пьесу и дает вам Клавдия. 
 — Мне сегодня Клавдий интереснее. Мне он кажется сложнее. У него своя трагедия, свой выбор, даже свои понятия о долге, если угодно. И написано, и сказано о нем меньше, чем о Гамлете.

…Вообще на этом актерском теле рубцов хватает. Скажем, еще до «Годо» режиссер Бутусов приступал к «Дон Жуану» с Хабенским в главной роли, но в какой-то момент остановил репетиции — понял, что его актер недостаточно для этой роли взросл. А через несколько лет взялся за «Идиота», поручил Хабенскому князя Мышкина — и тоже закрыл неродившийся спектакль. Все это неслучившееся отсутствует в официальной биографии, которую пишут своему любимцу фанатки на самопальном сайте — а жаль. Не помешало бы для объема. Нет там, кстати, и указания на первое появление Хабенского в кино. Меж тем случилось оно не где-нибудь, а у Алексея Германа в фильме «Хрусталев, машину!».

- Костя, как вы к Герману попали?
 — Алексей Юрьевич увидел наш дипломный спектакль «В ожидании Годо». Кажется, он был в экзаменационной комиссии. В общем, Герман посмотрел «Годо» и пригласил нас с Мишей Трухиным к себе на «Хрусталева». Это был один из последних съемочных дней, он специально придумал для нас эпизод. Неделю мы ходили, просто открыв рот — наблюдали, как делается большое искусство.
- А вот представьте, вам сейчас такое предлагают: мельком, чуть ли не со спины, зато у Германа. У Германа, но мельком. Согласитесь?
 — Подумаю.

P. S. Есть один ответ Хабенского, который мне очень нравится и кажется характерным. Дважды одного вопроса актеру лучше не задавать, поэтому я его просто процитирую. Хабенского спросили, как он относится к комплименту насчет того, что он похож на Путина.
 — Путин красивее, — ответил он.
Вот в этой интонации он весь.

2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006