В МХАТе только девушки

Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
В Художественном театре появились две девочки. Они стараются уверенно ходить на высоких каблуках, жеманно хлопать ресницами и с видом невинности оправлять юбки да подтягивать чулки. Девочек зовут Макси и Стефани, а играют их мужчины — Юрий Чурсин и Дмитрий Дюжев. Парни выступают в женских ролях в новой мхатовской комедии — «Примадонны». И хотя премьера назначена на 6 января, в Театриуме на Серпуховке уже играют превью для зрителей. На последнем прогоне, в минувший уик-энд побывал обозреватель «МК».

 — Чтобы я был женщиной? Да никогда! — басит здоровяк Джек в костюме цвета зефира.
 —Но мы никогда не вырвемся с этого дна. Ну посмотри, как хорошо тебе в этом платье! — в отчаянии кричит Лео (прическа как у битлов, светлый костюм).
Из чемодана летят платья, а не чепчики с лифчиками. В женском прикиде мужской объект выглядит полным идиотом. А что делать? Нелегкая актерская доля не первый раз подкидывает пикантный сюжет, уже известный миру по фильмам «Тутси», «В джазе только девушки» и другим. Бедолаги-артисты в поисках заработка и славы мотаются по провинции, публика их освистывает, и тогда они от нужды пускаются во все тяжкие — прикидываются дамочками. Американский драматург Кен Людвиг на эту тему сочинил пьесу «Примадонны», которую в МХТ поставил Евгений Писарев, зарекомендовавший себя хорошим постановщиком комедий, а вовсе не трагедий. 

 — Я и не хотел бы делать спектакли, которые вызывают у зрителя инфаркты, — говорит Писарев в перерыве.
 — Не хочешь поставить что-нибудь актуальное? Тем более комедии, за которые ты берешься, — коммерческие (достаточно вспомнить «Тенора» в Пушкинском театре).
 —На самом деле больший гламур для богатых — не бульварные комедии Кена Людвига или Рея Куни, а как раз те постановки, которые считаются актуальными, авангардными по решению. Именно на них раз в месяц выбираются сытые и усталые от жизни люди, чтобы испытать культурный шок от авангардного искусства. А мои истории, как мне кажется, для нуждающихся людей. Но не потому, что они бедные, а потому, что нуждаются в надежде, в красоте, любви. В надежде прорваться, добиться, испытать себя.

Вот очередная парочка комедиантов-неудачников идет на жизненный прорыв, выдав себя за племянниц умирающей богатенькой тетушки, у которой есть настоящая племянница. Хорошенькая-прехорошенькая любительница театра, без пяти минут жена ханжи-пастора, романтичная особа, из-за которой, естественно, тут же возникает любовный треугольник. В ее роли, как ни странно, выступает Наталья Швец, до сих пор пробовавшая себя больше в серьезных драматических ролях (театральные проекты «Демон», «Ромео и Джульетта», «Дон Жуан»). В «Примадоннах» же она — беззаботная, легкая птичка с удивительными проявлениями. Например, она почему-то любит натирать грудь ледяной водой, плашмя бросаться на кровать и изображать из себя флаг Америки, трепещущий на ветру. Согласитесь, что с фантазиями у девушки что-то не того. Впрочем, как и в самой ситуации: в ее дом является странная женская парочка, и налаженный уклад идет кувырком.

Парочку для «Примадонн» выбирали по одному критерию — это должны быть мачо. В первоначальном распределении значились Константин Хабенский и Михаил Пореченков. Однако из-за того, что Хабенский стал Колчаком (снимается в 28-серийном одноименном фильме), а Пореченков занят где-то еще, на старт вышла другая, может, менее известная, но не менее эксцентричная мужская пара Чурсин-Дюжев.


ИЗ ДОСЬЕ «МК»

Они не первые и не последние, кто пытается на сцене мужское начало перевести в женское. Блестящих женщин на сцене и на экране оставили истории Олег Табаков (спектакль «Современника» «Всегда в продаже», телефильм «Мэри Поппинс, до свидания!»), Александр Калягин (телефильм «Здравствуйте, я ваша тетя!»), Игорь Верник (спектакль «Портрет»). Не говоря уже о Дастине Хоффмане и его «Тутси», наконец, классической паре Тони Кертис и Джек Леммон.

 — «В джазе только девушки» — вот тот эталон существования мальчиков в роли девочек, когда все окружающие рассматривают их именно как девочек, а не просто прикинувшихся, — говорит Чурсин. Для такого артиста, как Чурсин, все разговоры о юбках, чулках и прочем наборе дамского гардероба — несерьезны.
 — Ну да, — говорит он, — девчонкам, наверное, тоже не очень легко ходить на каблуках. Но потом привыкаешь, вот и мы привыкли. Мы все поняли, когда пришли к гениальному педагогу по сценической речи Анне Николаевне Петровой. Я думал, что она начнет говорить нам про то, как нужно простраивать речь, чтобы она походила на женскую, а она совсем про другое — как женщины смотрят, как оценивают ситуацию. 

Надо сказать, что Чурсин мечтал сыграть женскую роль начиная с того момента, как увидел «Двенадцатую ночь» английского режиссера Доннеллана, сделанную с нашими артистами. Там в роли Виолы блистал Андрей Кузичев.
 — Я, сидя в зале, думал: вот бы мне так.
Чурсин дождался своего часа и теперь на сцене предстает то мужчиной, то женщиной. А есть мизансцена, она финальная, где он вынужден не сходя с места играть оба пола сразу.
 — Когда ты репетировал полгода женский образ, у тебя ни разу не возникала мысль, что женщиной, например, жить легче и приятнее?
 — Женщиной быть по-другому. Это совсем другая история. 

Дюжев, брутальный на экране, похоже, заразился главным женским качеством — страхом.
 — Ой, только не надо спрашивать про лифчики, чулки, — запереживал мужчинский мужчина — в то время как никто и не собирался мучить его предметами женского гардероба.
Режиссер уверяет, что переодевание в женское платье — это шок для артиста. Тем более для таких мачо, как Дюжев и Чурсин, которых сознательно назначили на роли слабых особ.
 — Смешные ситуации были на репетиции, — вспоминает Писарев. — Например, мы проходим «женскую сцену», ребята говорят более высокими голосами, а в это время звонит телефон. И они отвечают не в этом же регистре, а значительно ниже, басят.

Тем не менее премьера «Примадонн» состоялась не в Москве, а в Ханты-Мансийске, на фестивале «Чайка». Сроки московской премьеры выбраны не случайно — во-первых, к Рождеству после ремонта обещают открыть сцену МХТ в Камергерском переулке. А во-вторых, в свои «Примадонны» драматург Людвиг искусно вплел «Двенадцатую ночь» Шекспира, которая, как известно, приходится на Рождество.

2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006