Течение чтения

Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Четыре года назад в МХТ вышел «Пролетный гусь» по рассказам Виктора Астафьева, и поскольку спектакль получился удачным, режиссер Марина Брусникина моментально сделалась желанной сразу в нескольких московских театрах. Теперь, спустя четыре года, мы имеем восемь брусникинских постановок: в МХТ, «Сатириконе», Театре им. Пушкина. Это много, и даже очень. Жаль, но ни одна из последовавших работ Брусникиной не смогла перешибить успех первой, по Астафьеву — той самой, что получила потом Госпремию. В новом спектакле по прозе Владимира Маканина предпринята попытка воспользоваться тем ключиком, что уже не раз выручал режиссера.



Оказавшись воистину золотым, ключик этот (или, может статься, отмычка, раз уж она так универсальна?) подошел ко всем без исключения дверям — что к Астафьеву, что к Маканину, что к Рубену Давиду Гонсалесу Гальего. Придумка простая, но действенная: сводя актерство к минимуму, Брусникина выводит на сцену коллективного рассказчика. Фактически это Хор, который на разные голоса читает современную прозу, исподволь втягивая зрителя в свой круг чтения. Дать возможность прозвучать авторскому слову, стараясь ничем не попортить его, — задача, несомненно, благая. Но временами получается, а временами — нет.

Рачительному рецензенту, знающему о том, что ему предстоит посмотреть очередную инсценировку Марины Брусникиной, можно посоветовать запастись домашней заготовкой, которая наверняка пригодится ему для описания спектакля. В этом универсальном абзаце должно быть рассказано, как камерное пространство сцены понемногу заполняется людьми в современных одеждах, описана их доверительная манера общения со зрителем и то, как, говоря о себе в третьем лице, они дробят прозаический текст, постепенно выделяя из него разные голоса. Заранее же ясно, что в новом Маканине все будет проделано примерно так, как в старом Астафьеве.

Назвав свой спектакль «Река с быстрым течением», Брусникина, конечно, намекала вслед за Маканиным на быстротекущую жизнь, потихоньку сносящую всех нас в неведомое море. Но одновременно под этой самой «рекой» можно понимать и поток маканинской прозы, куда на время спектакля погружаются актеры вместе со зрителями. Проза Маканина, впрочем, не отличается сама по себе ни резвым течением, ни изгибистыми поворотами, ни коварными порогами. Если уж и сравнивать ее с какой речкой, то с равнинной, неспешно текущей по нашей Среднерусской возвышенности и дающей возможность с любопытством вглядеться в лица тех, что стоят на берегу. Персонажи восьми произведений, легших в основу спектакля, в сущности, ужасно похожи друг на друга. Это хорошие, чуткие, сострадающие чужому несчастью люди. Просто кого-то сразу утянет на дно, а иной еще побарахтается. Кто-то по случайности будет прибит течением к человеку, которого назовет «спутником жизни», а другому, бедолаге, так и грести в одиночку до самой смерти.

Брусникина удачно начинает, оправдывая повествовательность своего спектакля. Из общего хора выступает Автор (Дмитрий Брусникин), который рассказывает нам о своем намерении написать рассказ («Рассказ про рассказ»). Туда, разъясняет он, вошли бы такие-то и такие-то персонажи, действовали бы они так-то и так-то, а речи произносили бы вот какие. Все эти люди живут в одном многоквартирном доме, и перегородки в нем так тонки, что, даже особо не напрягая слух, можно расслышать, как плачет ребенок в дальнем подъезде или как празднует получку сосед с шестого этажа. Эта тонкостенность, собственно, и становится предметом спектакля, который, если угодно, можно расценивать как поход по многоквартирному дому.

В каждом из отсеков — примерно одно и то же: любовь, нелюбовь, праздник, поминки, черная полоса вперемешку с белой, забавное напополам с грустным. Поначалу следить за ними всеми любопытно, но помаленьку отдельные голоса сливаются в неясный, трудноразличимый гул. На сцене добрых два десятка человек, а спектакль идет три часа с антрактом. Поначалу он длился еще дольше, но в последний момент некоторые места были купированы. Думаю, без особого ущерба для конечного результата. Хотя какие-то рассказы, ясное дело, разыграны получше, а какие-то похуже, при желании из спектакля можно изъять любой кусок. Хочешь — ставь себе точку перед антрактом, хочешь — играй, наоборот, один второй акт. Оно и понятно: чтобы оценить скорость течения реки, необязательно проделывать весь путь от истока до устья, а достаточно ограничиться малым ее отрезком.



2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006