ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Рисковал, но выиграл

Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Спектакль будет идти на малой сцене, поставил его известный провинциальный режиссер Владимир Петров. Своим появлением в афише МХТ имени Чехова повесть обязана тому, что Олег Табаков нежно любит прозу Распутина. Удивительно то, что этот — вполне альтруистический — выбор может оказаться и коммерчески успешным.

Владимир Петров режиссер очень достойный. Обстоятельный, вдумчивый, интеллигентный. Любящий глобальные проблемы и серьезный театр, умеющий дать красивую картинку (кроме него это в Москве не делает, пожалуй, никто). Но у него есть немаловажный недостаток: он бывает скучен. Благими намерениями мостят известно куда ведущие дороги: доверив Петрову трагический, плохо ложащийся на язык сцены текст, театр рисковал.

Жанр спектакля режиссер определил как «театральная повесть». Значит, во главу угла будет поставлена не интерпретация, не приращение смысла, а сам текст: театр попытается услышать автора. Содержание большой, без малого двухсотстраничной книги уложилось в два часа сценического времени, и спектакль неспешно плывет к финалу: темная сцена, помост, возвышающийся посреди него прозрачный куб, четыре актера. В советские времена историю дезертира Андрея, в конце 1944 года скрывающегося возле родной сибирской деревни, и его жены Настены, прятавшей мужа, забеременевшей от него и принявшей мученическую смерть, знали все интеллигентные люди, а новому, двадцати — тридцатилетнему зрителю она едва ли известна. Но Владимир Петров строит спектакль, не расшифровывая свои метафоры, — вот Настена протягивает по краю помоста длинное полотенце с золотистым караваем, приманивая затаившегося неподалеку, опознанного шестым чувством мужа. Смысл сцены понятен тому, кто помнит текст, непосвященному она напоминает магическое камлание: трепетное отношение к книге порой играет с режиссером злую шутку.

Распутинский текст образен, поэтичен, упруг. То, что в повести произносит автор, режиссер передал героям — и текст поплыл, стал казаться многословным. Иногда спектакль кажется затянутым, порой — скучноватым. И все же его появление сильно украсит нынешний московский сезон. Лично я стосковался по такому театру: неспешному, подчеркнуто не развлекающему, ведущему речь о том, что важно. А важны в спектакле, читающем распутинский текст в 2оо6 году, когда Отечественная война с ее проблематикой становится далеким от нас мифом, отношения Андрея и Настены, мужчины и женщины, верной жены, становящейся для загнанного мужа всем на свете.

И не беда, что спектакль пропускает многие распутинские мотивы: Андрей, понемногу расчеловечиваясь, не становится подобным волку; не ясно, что его ждет судьба проклятого вечного странника. Постановка Владимира Петрова никоим образом не равна книге — но и неудачей ее назвать нельзя. Очень хороши актеры: неловкая, немного нелепая, некрасивая Настена Дарьи Мороз, Андрей Дмитрия Куличкова — хищное лицо, повадки загнанного зверя, Сергей Сосновский, играющий здесь четыре роли сразу, по-распутински, по-народному достоверны. В актерских типажах живет эпоха: это лица с фотографий сороковых годов, из военной хроники. А играют здесь обстоятельно, подробно, точно, в добротной реалистической манере — исполнительских открытий вроде бы и нет, но ансамбль хорош и ровен.

В спектакле есть замечательные моменты: те, кто его видел, надолго запомнят зимовье Андрея: трансформирующийся, затянутый морозными узорами стеклянный куб, и прячущий от людей, и разъединяющий жену и мужа. Удались и последние сцены, когда деревянный помост поднимается, словно река в половодье, а тонущую Настену захлестывает черное сукно задника. «Живи и помни» будут смотреть: публику перекормили коммерческим театром, она стосковалась по серьезным и в то же время понятным ей театральным работам. Таким, как эта негромкая и очень достойная постановка.
2006
Вдова с вдовою говорит, Мария Хализева, ВАШ ДОСУГ, 21.12.2006
Кармен. Этюды, Анна Гордеева, Time Out, 20.12.2006
Примадонны, Алиса Никольская, TimeOut Москва, 18.12.2006
Дмитрий Дюжев: «Пытаюсь жить по правде», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 13.12.2006
Роман длиной в полвека, Елена Леэтмаа, Пярнуский экспресс, 1.12.2006
ДМИТРИЙ КУЛИЧКОВ. Необычайные репетиции артистов в Японии, Марина Квасницкая, Театральная афиша, 12.2006
Отец четверых детей О. Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Олег Табаков: «Берите пример с меня», Ольга Шаблинская, Аргументы и факты, 22.11.2006
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ ТАБАКОВА, Оксана Химич, Московский Комсомолец, 7.11.2006
Константин Хабенский: Я - эгоист?, Дина Радбель, Эгоист generation, № 11, 11.2006
В МХАТе только девушки, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.10.2006
Те, кто выжил, Анна Гордеева, Время новостей, 24.10.2006
Окаянные дни, Павел Константинов, Вечерняя Москва, 5.10.2006
Наши в Эльсиноре, Жанна Зарецкая, Вечерний Петербург, 15.09.2006
Мельпомена на контракте, Андрей Ванденко, Итоги, № 20, 21.05.2006
95 лет со дня рождения Софьи Пилявской, телеканал «Культура», 17.05.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Андрей Панин: Стал актером благодаря женским колготкам, Мария Березина, Родная газета, 21.04.2006
Памяти Давида Боровского, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.04.2006
На смерть Давида Боровского, Александр Соколянский, Время новостей, 10.04.2006
Умер самый сценный художник, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 8.04.2006
Памяти Давида Боровского, Павел Руднев, Взгляд, 7.04.2006
Вам принца Гамлета?, Юрий Фридштейн, Страстной бульвар, 10. № 5-85, 04.2006
Юрий Бутусов: «Взаимосвязи остаются», Марина Багдасарян, Театр, № 1, 04.2006
Весёлый Гамлет Бутусова, Елена Горфункель, Театр, № 1, 04.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Жили и помнили: советская проза на сцене МХТ, Павел Руднев, Деловая газета «Взгляд», 8.03.2006
Человек проверяется на перезагрузках, Ольга Коршакова, Новая газета, 9.02.2006
Поза жизни, Ирина Алпатова, Культура, 2.02.2006
Вот счастье пролетело, и ага!.., Анна Орлова, Комсомольская правда, 2.02.2006
«Лицо года» — Олег Табаков, Василиса Волгина, Лица года КОНКУРС, 31.01.2006
Спектакль в первом чтении, Марина Шимадина, Коммерсант, 30.01.2006
Выплыли, Марина Давыдова, Известия, 30.01.2006
Течение чтения, Глеб Ситковский, Газета, 30.01.2006
Массовый заплыв в свитерах, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 30.01.2006
Интервью программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радиостанция «Эхо Москвы», 28.01.2006
Со всеми вытекающими, Олег Зинцов, Ведомости, 27.01.2006
Ледяной дом, Ирина Алпатова, Культура, 26.01.2006
Русь уходящая, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.01.2006
Оглянись без гнева, Итоги, 23.01.2006
Ледяной дом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.01.2006
Рисковал, но выиграл, Алексей Филиппов, Московские новости, 20.01.2006
Как бы их не забыть?, Олег Зинцов, Ведомости, 20.01.2006
Расстройство памяти, Роман Должанский, Коммерсант, 20.01.2006
Разбитые фонари Датского королевства, Марина Квасницкая, Россiя, 19.01.2006
Любовь в кубе, Глеб Ситковский, Газета, 19.01.2006
Валентин Распутин: Это у меня лучшая Настена, Павел Басинский, Российская газета, 19.01.2006
Жена дезертира, Ольга Егошина, Новые Известия, 19.01.2006
По морозу босиком, Артур Соломонов, Известия, 19.01.2006
Константин Хабенский: Профессия очень сволочная, Дмитрий Савельев, Собеседник, 17.01.2006
Бедный, бедный Гамлет, Елена Строгалева, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Петушиные бои, Кристина Матвиенко, Петербургский театральный журнал, № 43, 2006
Мой серебряный шар. Андрей Панин (2006), Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2006