ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Парящая в мастерстве

Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Моему поколению спектакли Анатолия Эфроса достались не в лучшем состоянии, к тому же практически накануне их ухода из репертуара театров. Создания Эфроса стремительно становились историей. Нам выпали не подъем и триумфы премьер, но тихое исчезновение с афиш или заранее объявленные прощания с постановками. Почти нигде к этому моменту уже не играла Ольга Яковлева: ни в «Мизантропе», ни в «На дне», ни в «Женитьбе». Только Театр имени Маяковского, напротив, возобновил в самом начале девяностых благородной волею Андрея Гончарова эфросовского «Наполеона I». Тогда-то Ольга Яковлева и возвратилась в Москву из добровольного изгнания, последовавшего после смерти Эфроса. («Уезжая во Францию, я не 
уезжала навсегда. Просто нужно было оказаться подальше. Представилась такая возможность — и уехала. А нужно было вернуться — и вернулась».)
Ее возвращение врезалось в сознание. Особенно вечер в Доме Актера, посвященный памяти Анатолия Эфроса. Конец мая 1992 года, на каждом зрительском кресле белые цветы, кажется, сирень. И минут сорок подряд Ольга Яковлева читает Анну Ахматову, читает сурово и горько, умудренно и с вызовом. Почти без пауз между стихами.
Примерно тогда же она согласилась принять участие в замысловатом русско-французском проекте — спектакле Патрика Роллена «Король умирает» Эжена Ионеско, где роль королевы Маргариты исполнялась на французском языке, как и вся пьеса. Оформлял спектакль Дмитрий Крымов, сын Анатолия Эфроса.
…Эфрос и Яковлева казались неразделимы. Режиссер и его актриса. Четверть века вместе, вынужденно сменив три московских театра. Но вот уже без малого четверть века Ольга Яковлева существует без этой великой опоры. Наверное, поэтому к разговору о ней неизменно примешивается грусть.
И все же она, всегда казавшаяся самой хрупкостью, оказалась и сама по себе настоящей крепостью. При всех метаниях и сомнениях — стойкая духом, помудревшая, верная собственной индивидуальности, парящая в мастерстве. Грусть и горечь Яковлева, как правило, таит, делясь ею только со сценическими героинями или с бумагой, собеседникам же достается исключительно заинтересованный и чуть вопрошающий взгляд, издалека казавшийся отрешенным. Заглянувшие ей в глаза — этого уже не забудут. Как не перепутают никогда и ни с кем ее голос — женственные, чуть капризные модуляции, кому-то могущие показаться манерными, но уж никак не тем, кто очарован ею раз и навсегда.
Идя долгие годы за одним единственным режиссером, потеряв его, Яковлева, никогда не отличавшаяся сговорчивостью, нашла в себе силы и решимость играть у многих. У Иосифа Райхельгауза и Евгения Каменьковича, у Аркадия Каца и Юрия Еремина, у Леонида Хейфеца и Александра Марина, но особенно много и внятно у Адольфа Шапиро, предлагающего ей, по счастью, не среднестатистических Коуарда, Эркеня или Николаи, но классику (из значительных ролей — Софья Коломийцева в «Последних» М. Горького и Татьяна Марковна в недавнем «Обрыве» по И. А. Гончарову). «Незапинающаяся ясность» — так красиво и очень точно написала о ней недавно Инна Соловьева. Лучше не скажешь.
Две такие несхожие театральные четверти века Ольги Яковлевой сошлись вместе и составили одну исключительную творческую судьбу, изначально определенную встречей с режиссером Анатолием Эфросом. Быть актрисой с судьбой тяжело для обладателя такой судьбы. Но актриса с судьбой — нет ничего драгоценнее для сцены.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева