ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Ольга Яковлева. День сегодняшний

Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
«Прими ж ладонями моими
Пересыпаемый песок»
О. Э. Мандельштам


Трудно вообразить себе другую актрису, столь многообразно эмоциональную на сцене — и столь же замкнуто-сдержанную во всем, что вне сцены. Наверное, сказывается давняя привычка: в течение многих лет ее сценическая судьба была столь счастливо насыщенна, что на суету не оставалось ни времени, ни - главное — необходимости. Высокое воспитание — спокойствия, уверенности, несуетности. Быть может, оттого в такой дивной чистоте сохранилась ее сценическая суть. Вручая премию студенческого конкурса «Золотой лист» Никите Ефремову — наверняка ощутив в его Чацком отрадную чистоту, — дала ему наказ хранить собственный «актерский аппарат»: ибо другого ничего нет, и любая «порча» чревата и необратима, и никакая «техника» тут не поможет.
Вспоминаю ее юбилейный день рождения десятилетней давности. На сцене Театра Маяковского, где тогда служила, она сыграла дуэтный с Олегом Табаковым спектакль «Любовные письма» (увы, он с тех пор давно исчез с афиши) — горестную историю про Мелиссу Гарднер, не сумевшую вписаться в положенное правилами хорошего тона течение разумной жизни. Было, как всегда, ощущение, что природа ее «неправильной» героини Яковлевой очень понятна. Впрочем, как и всегда, она наделяла героиню — собой, щедро делясь с нею собственной «неправильностью». Собственной стойкостью, собственным иронизмом, собственной снисходительностью к тем, размеренным и аккуратным, что так и живут, и проживают свои жизни, ничего не поняв и не узнав. Быть может, потому столь полюбился ей юный исполнитель роли Чацкого, что расслышала в нем родственный мотив. 
После спектакля были поздравления, цветы, подарки. В словах, которые произносились большинством выступавших, звучала растерянность, которой эти многоопытные взрослые люди не умели скрыть. Суть сводилась, так или иначе, к следующему: мы-то думали, что с уходом из жизни Эфроса, автоматически закончилась и ее карьера, а оказалось…
Да, оказалось — совсем не так. Оставшись одна — она осталась. И именно тогда стало вдруг столь очевидно, какая она. Мощь ее хрупкости. Звучность негромкости. Особость индивидуальности. Армен Джигарханян тогда ей сказал со сцены: «Оля, ты оправдание нашей профессии перед Богом». Когда все закончилось, она произнесла ответное слово: «Благодарю. Тронута. Не ожидала». И все. Такая вот речь — с восхитительной, неподражаемой выразительностью ее интонаций. 
Пятью годами позже, уже в МХТ, была скромно сыграна в ее честь «Кабала святош». Спектакль игрался редко, был актерами полузабыт — Яковлева, как и ее героиня Мадлена Бежар, была невероятно одинока. А праздника она не захотела.
В 2003 году она выпустила книгу: «Если бы знать…»: замечательно придуманную и бесхитростно написанную (точно знаю: всё — сама!), очень откровенную (одновременно — грандиозно деликатную!) В итоге — горькую и печальную. Я бы не сказал, что подводила итоги «конца театральной эпохи». Нет, видимо, просто ощутила, что время пришло — рассказать. Собственное знание о том, что такое есть — настоящий театр. Нет, даже не так. А что такое есть — Театр. И вряд ли кто-нибудь знает про это больше и лучше нее.
За год до собственной юбилейной «Кабалы святош» она наблюдала таковую в реальности. 2005 год. Театральный центр на Страстном. Вечер к 80-летию Эфроса. Сидела в первом ряду, слушала. Ее собственное слово не предполагалось — а зачем, у нас и без нее полно народу. В какой-то момент, видимо, устроителям стало неловко, объявили ее выход, хватились — нету. Оказалось — тихонько ушла. И сидела потом на скамеечке на улице (благо — лето, погода хорошая), курила. Молча.
Сегодня она играет в Художественном театре забавную комедию Н. Коуарда «Весенняя лихорадка». Когда-то ее молодые героини поражали взрослостью — ныне ее вполне взрослая Джудит Блисс очаровывает и сводит с ума неподдельностью чисто девчоночьих поступков и реакций. Хотя… Бездонность ее глаз — и тогда, и теперь, и всегда — приоткрывает от Бога ей дарованное знание — каковым, впрочем, никогда и ни с кем она не поделится. Впрямую — не поделится, а со сцены — дело другое. Загляните — если кто смелый, ведь других таких глаз нет. Такие — только один раз случаются, в дар тем, кто совпал во времени и пространстве.
Грандиозность ее последней роли мне не сразу открылась. Имею в виду Татьяну Марковну Бережкову, Бабушку, в спектакле «Обрыв» по роману Гончарова (постановка Адольфа Шапиро). Не сразу, оттого что у Яковлевой ведь все — «не как у людей». И девочки ее были такими, и женщины-дамы, и вот теперь Бабушка — каких не бывает. Словно все ее былые героини враз повзрослели — и совпали в этой ошеломительной Даме. Царственность повадки, аристократизм — и внимательная, ежеминутная, зоркая забота обо всех и каждом, кому повезло попасть в зону ее внимания. В сочетании с пленительной простотой, со стремительностью ее вольного, широкого шага — невероятная мощь и грандиозность. Никогда ни с кем не приходилось ее сравнивать — а здесь… Пашенная — только та была грузная, основательная, а Яковлева, повторяю, стремительная, летящая. Посреди быта, хозяйства, прозаических забот и хлопот — фигура с какой-то другой, нереальной, неведомой, несуществующей, ей одной принадлежащей планеты. Инопланетянка, что ли? Ну, в общем-то, да, наверное.
Пора, видимо, заканчивать — поскольку я вдруг как-то воочию себе представил, как она, читая эту мою галиматью и давясь от нарастающего смеха, при слове «инопланетянка» уже хохочет в голос. Поэтому ставим точку. Объяснить, как всегда, ничего не удалось — оттого, что невозможно, да, скорее всего, и не нужно. Она есть, и у нее день рождения. И я ее с этим поздравляю!
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева