ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

В компании с толстяком

, 26.10.2001
Мольер в исполнении Олега Табакова не очень напоминает несчастного больного комедианта, каким его вывел в своей пьесе Михаил Булгаков. Уверенность и благополучие не спрячешь под актерским колпаком.

«Кабала святош» — знаковая для МХАТа премьера. Именно с нее еще в прошлом сезоне должен был начаться отсчет нового театрального времени — эпохи правления Олега Табакова. Но, как это всегда случается с Булгаковым и его сочинениями, все что-то не ладилось. Менялись и болели исполнители, подводили технические службы, выпуск откладывался. Зато новый сезон открылся торжественной премьерой. Не какой-нибудь пустяшной бродвейской комедией или претенциозным экспериментом второй свежести — солидным, пышно обставленным, основательным классическим спектаклем. С художественным руководителем в главной роли. Олег Табаков играет Мольера.

Мольер умер, едва отыграв главную роль в четвертом по счету представлении своей последней пьесы «Мнимый больной», где вволю наиздевался над медиками в частности и медициной вообще. Запершись у себя в комнате, он писал эту веселую и едкую комедию почти сразу после того, как его жена Арманда родила ему сына, но ребенок не прожил и месяца. Ему стало плохо прямо на сцене, и — если верить Булгакову, написавшему о нем не только пьесу, но и роман, — ни один из врачей не захотел прийти на помощь больному. Столь убийственной была сила его искусства.

Настрадавшийся Булгаков знал, что делал, описывая злосчастную судьбу грешника и комедианта, загнанного в ловушку талантом, больного неизлечимой болезнью — театром. Семь картин его мизантропической пьесы напоминают семь кругов ада; жизнь, смерть и искусство, трагедия и фарс сплетаются тут в такой страшный клубок, что не разорвать, даже если очень постараться.

Во МХАТе постарались. Олег Табаков под звонкие аплодисменты зала выбегает на поклоны со шпагой в руках, напористо рассекая ею воздух и победительно улыбаясь. От всякого рода мизантропии он бежит, неудачников брезгливо сторонится, а о себе любит говорить так: «Я сытый, толстый, довольный. Можете написать — самодовольный». То есть и так умею, и это могу. Никто и не спорит. Вот только трудно представить роль более далекую от Табакова, чем роль несчастного булгаковского Мольера, она не в его средствах. Наверняка Табаков может победить любые обстоятельства, но с природой справиться не в силах. Уверенность и благополучие не спрячешь под актерский колпак, они так и лезут изо всех щелей, диктуя манеру и отбирая краски.

Новый мхатовский спектакль преподносится под рубрикой — завещание мастера. Всюду, где только можно, уже рассказано, что идея о Табакове-Мольере пришла в голову Олегу Ефремову. Дело в том, что «Кабала святош» в постановке Адольфа Шапиро шла во МХАТе в конце 80-х, и Ефремов играл там главную роль. В последние годы он тяжело болел, играть не мог и предлагал Табакову ввестись на роль Мольера. Табаков колебался и думал. И вот — придумал.

Режиссер Адольф Шапиро согласился сделать второй вариант спектакля с новыми актерами и в новом оформлении. Оформление бросается в глаза сразу. Художник Юрий Хариков, от которого всегда ждут каких-то постмодернистских экстравагантностей, постарался и сделал академически строгий спектакль. Сцена убрана пышно и красиво: свечи, изысканно-богатые ткани, световые переходы, кабинки, в которых гримируются актеры и заседает черная Кабала, двигаются легко и беззвучно. Из первой редакции пьесы Шапиро вытащил на свет божий эффектный подзаголовок: пьеса из музыки и света. Слова многозначительные. Блестящее оформление Харикова и музыка Эдуарда Артемьева превратили больную, истекающую потом и кровью пьесу Булгакова в плавно текущую торжественную симфонию, где от актеров уже мало что зависит.

В спектакле занято много хороших актеров. Андрей Ильин, перешедший во МХАТ из Театра им. Моссовета, играет Людовика, Андрей Смоляков из «Табакерки» — одноглазого маркиза д’Орсиньи по кличке Помолись, Борис Плотников из Театра Российской Армии — архиепископа Шаррона, знакомый всем телезрителям симпатичный «толстяк» Александр Семчев — нелепого Бутона. Роль Мадлены исполняет Ольга Яковлева, легендарная актриса Анатолия Эфроса. Каждый играет сам по себе и как может. То, что Яковлева демонстрирует подлинно трагический надрыв и мощный темперамент, положения не спасает. И даже, напротив, рвет изящно и старательно нарисованную акварель. Актеры, что когда-то потрясали сердца и вызывали стоны восторга, сегодня выглядят музейными редкостями. Мир научился обходиться без них. Реклама, клипы, сериалы — вот что диктует моду и формирует зрительское восприятие.

А спектаклю (заметим, любому) нужна объединяющая идея. В новой «Кабале святош» ее нет. Режиссера больше не волнует коварство короля (время, когда взаимоотношения художника с властью возбуждали зал, ушло), его не интересует судьба «Тартюфа», ненавидимого Кабалой, — похоже, он решил показать судьбу человека, женившегося (пусть по ошибке) на собственной дочери, за что и платит. Вот только сказать, что Мольер получил по заслугам, — значит, ничего не сказать.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева