Артисты труппы

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Между собакой и волком одиночества

Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
В Московском художественном театре прошла премьера под названием «Жаркое ковидное лето» по пьесе Ярославы Пулинович. Главную роль сыграла легендарная Ольга Яковлева, звезда театра Анатолия Эфроса. Народная артистка давно не играла новых ролей, и в этой камерной премьере случился ее бенефис – как будто неожиданно для всех: и для театра, и для зрителей. А репертуар независимого театра «Пространство внутри» пополнился премьерой молодой мхатовской команды: актеры академической труппы играют «неинтеллигентные рассказы» Павла Селукова в неакадемическом формате.

Ольга Яковлева никогда не разменивается на проходной материал, всегда тщательно выбирает новую роль. Во многом поэтому ее личный репертуар в МХТ им. Чехова, в труппе которого актриса состоит с начала 2000-х годов, никогда не был перенасыщен. Последние работы здесь были сыграны совместно с Олегом Табаковым, Ириной Мирошниченко, Авангардом Леонтьевым и Станиславом Любшиным. Но уже несколько лет зрители были лишены возможности видеть актрису на сцене. Тем отраднее, что новым названием, которое заинтересовало Яковлеву, стала современная пьеса. Но, правда сказать, автора, умеющего соединять традицию старого театра, хорошо сделанной мелодрамы, с острыми акцентами современности. Алевтина Павловна (Яковлева) – университетский преподаватель, специалист по Достоевскому. Но пенсию она проводит не с томиком Федора Михайловича, а с названным в честь писателя любимым псом. Муж давно умер, дочка уехала в Москву, но Федор Михайлович с лихвой заменяет ей собеседника – не говорит, но отвечает ей мысленно и смотрит преданными глазами. Его любовь абсолютна и безусловна, так что совсем не странно, что это буквально живой человек, каким его и представляет хозяйка (Владимир Тимофеев ведет зооморфную роль почти одними глазами – очень располагающим и трогательным взглядом). И когда собака оказывается при смерти, жизнь героини останавливается.

«Житие Федора Михайловича и Алевтины Павловны, или Жаркое ковидное лето» – пьеса совсем свежая, но уже стала очередным хитом драматурга. Причем ее ставят и в гротескном ключе: к этому подталкивает ироничный взгляд автора на систему образов – иерархию современной семьи в типичном женском изводе. Старорежимную мать, средневозрастную дочь, повернутую на нескончаемом коучинге, и безалаберную внучку-подростка. Но, следуя мхатовской реалистической традиции, режиссер Татьяна Архипцова, уводит жанр из трагикомедии в правдоподобную мелодраму, где подчеркивает скорее не сгущенный абсурд жизни, а драматизм неслучившихся развилок судьбы.

Ольга Яковлева – актриса ярко выраженной индивидуальной темы. Тема вечной женственности была ею счастливо раскрыта в главных образах мирового репертуара – в Нине Заречной, Джульетте, чеховской Ирине и гоголевской Агафье Тихоновне, Лизе Хохлаковой и тургеневской Наталье Петровне, Мадлене Бежар и Селимене из «Мизантропа». В новой роли она тему продолжает, а интонации сюжета в ее исполнении как будто переходят на территорию флегматичных драм Теннесси Уильямса – «Стеклянного зверинца» или «Сладкоголосой птицы юности». Ее героиня – женщина, подводящая итоги жизни, и они неутешительны. Ранняя смерть мужа, с которым образовалась пропасть непонимания, разрыв отношений с дочерью и, как мы узнаем из исповеди последней, не оказавшийся незамеченным семьей роман со студентом на 20 лет младше, с ним она и встретится спустя много лет. Так вот, с каждой из точек зрения эта женщина бесконечно эгоцентрична, но что стоит за ее мягкой ироничной улыбкой железной леди? Не глухое ли одиночество?

Ольга Яковлева словно не играет – живет на сцене, и ее образ здесь предельно естественен. И одета она как одевается в жизни, в своем стиле – деловом и аристократичном. Шарм присущ ей во всем – в движении рук, прямой спине, а еще в снисхождении к тому, чтобы принять восхищение собой, которое легко спутать с высокомерием. Ее голос не терпит возражений. Она элегантна, независима, кокетлива – хладнокровно отбивает критическую атаку женщин и поклонение мужчин, не угасающее с возрастом. Ее уравновешенное спокойствие, кажется, ничто не может поколебать: ее гордая правота во всем, без оглядки – убеждает. Как скажет ее героиня, «я прожила огромную жизнь. Она была немножко красивой. Немножко странной. Немножко глупой»…

Независимый театр «Пространство внутри» продолжает пополнять репертуар. Продюсер Олег Карлсон сделал почти невозможное: создал оснащенную и востребованную площадку за два-три сезона с нуля. Театр стал местом притяжения в первую очередь для самостоятельных творческих команд, которые и формируют афишу. Тут есть место и звездным составам – например, на крохотную сцену выходят и Роза Хайруллина, и Дмитрий Куличков. Сюда теперь с регулярными гастролями со своими актерами будет приезжать Михаил Бычков – экс-худрук Камерного театра Воронежа. Тут есть возможность заявить премьеру единомышленникам: идут спектакли Мастерской Брусникина, актеров Гоголь-центра, команды Жени Беркович, выпускников ГИТИСа, а теперь появилась премьера недавних выпускников Школы-студии МХАТ. И так складывается афиша, что все здесь в хорошем смысле неформат, что сложно представить на академической сцене, то, что рождается вопреки.

Рассказы Павла Селукова, пермского автора, только недавно открытого литературным процессом, из таких. Их можно было бы причислить к новой искренности (так же искренне, «наотмашь» их играют и молодые актеры): в них есть традиционная исповедальность и в то же время остросюжетность, но самое главное – нетривиальная смесь народного «диалекта» и литературной «глазури», дающая совершенно новый авторский язык. «Добыть Тарковского» – цикл трагикомических рассказов, где лирический герой не стесняется своих глубоко провинциальных, даже где-то гопнических замашек жителя пермской окраины, а с остальными ровесниками, также ищущими любви и признания, его роднит чистая нота обескураживающей откровенности.

Режиссер Денис Парамонов располагает персонажей в своеобразном зале ожидания – среди нескольких рядов откидных деревянных кресел, какие раньше стояли в каждом районном ДК – все то ли собираются в кинотеатре посмотреть Тарковского, то ли сидят в ожидании поезда. Среди пустых кресел влюбляются, ссорятся, находят друг друга и снова теряют. И впервые, кажется, современный герой отказывается от навязанного ореола мужественности, признается в собственном малодушии, эгоизме, слабости – всем том, что возникает на пути каждого человека, но не каждым осмысляется. И в этом столько силы и честности, что каждый рассказ врезается в память.

Оригинал статьи
Пресса
Между собакой и волком одиночества, Елизавета Авдошина, Независимая газета, 7.04.2024
В МХТ имени Чехова наступило «Жаркое ковидное лето», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 26.02.2024
Ольге Яковлевой, с любовью, Ольга Скорочкина, Надежда Таршис, Вадим Гаевский, Петербургский театральный журнал, 14.03.2021
Сегодня день рождения и юбилей Ольги Михайловны Яковлевой, Сергей Николаевич, https://www.facebook.com/sergey.nikolaevich.96, 14.03.2021
К юбилею Ольги Яковлевой, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2021
Ольге Яковлевой. Объяснение с продолжением, Адольф Шапиро, Экран и сцена, 12.03.2021
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева