ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Артисты труппы

Стажёрская группа

Артисты, занятые в спектаклях МХТ

Милая моя, взял бы я тебя…

Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Пока шла работа над «Спуском с горы Морган» и премьера все откладывалась, у спектакля поменялся исполнитель главной роли — Эммануила Виторгана заменил Валерий Баринов. А мировая драматургия понесла большую утрату: умер автор пьесы Артур Миллер.

С крутой горы в гололед и бурю несется «Порш» (на деле в кромешной тьме по наклонному лучу медленно едет игрушечная машинка — из амфитеатра, например, ее и не сразу разглядишь).

Так, разница между актерскими затратами и предложенным им материалом примерно такая же, как между ревущим «Поршем» и игрушечной машинкой.

Очнувшись после такого спуска, как и положено, в гипсе, главный герой Лимэн Фельд (Валерий Баринов) оказывается в дурацком положении: сердобольная медсестра вызвала жену (Ольга Яковлева) и дочь (Екатерина Стулова) аж из Нью-Йорка, а между тем в том же холле изнывает от неизвестности его местная жена следующего поколения (Елена Шевченко) — она же компаньонка по бизнесу и мать его сына. От матери-еврейки Фельд унаследовал полфамилии (впрочем, это никак не обыгрывается), от папыалбанца — подсознательную установку на многоженство, которая сначала превращается в навязчивую идею, а затем и в реальность — жизнь на два города и на две семьи, каждая из которых не догадывается о существовании другой. Ради этой ситуации американский классик довольно часто жертвует правдоподобием — так, например, обе жены Лимэна вспоминают путешествие по Африке, совершенное с ним в одно и то же время.

Все действие происходит в больнице, где разбившийся двоеженец бредит, видит сны, готовится сделать заявление для прессы, вспоминает свои детские страхи и мужские подвиги и в итоге начинает завидовать традиционным семейным ценностям. В некотором роде «Спуск с горы Морган» написан по принципу съемок кино — сегодня мы снимаем трагический финал, а завтра счастливую завязку. Если расположить события в хронологическом порядке и убрать призрака отца, который все терроризирует великовозрастного сына, «Спуск» вполне потянул бы на сюжет для мыльного сериала. Каждый второй мужчина узнал бы в Лимэне родственную душу, и каждая домохозяйка полюбопытствовала — кому из женщин в итоге достанется любвеобильный Лимэн? И втянулась бы.

Роль жены, не до конца оставленной мужем ради другой, трещит по швам на Ольге Яковлевой. Больница (сколько было в ее собственной жизни этих больничных посещений), самообладание аристократки (так поливают жиром бушующий океан, чтобы не дать кораблю утонуть), шок предательства и медленное мучительное возвращение к себе. Потому что нельзя предавать себя, свою молодость, свою влюбленность или неподдельную тревогу за человека, с которым прожита жизнь, даже если эта жизнь заканчивается крахом. Вот графическая кривая ее роли, амплитуда которой явно больше той, что ей была предложена изначально.
Также тесна роль двоеженца мощному и гибкому актеру Валерию Баринову. Тоска, вина, кураж и страх перед жизнью — широк американский человек, да сужать его не надо, а то уж больно нелепо все получится. Но чтобы понять, как важен актеру материал, надо обязательно посмотреть Баринова в недавней «Скрипке Ротшильда» — и тогда разница между честно исполненным компромиссом и ролью-откровением будет очевидна.

Самой светлой мыслью пьесы Миллера выглядит выкрик Лимэна о том, что человека нельзя познать, сколько бы психоаналитиков да фрейдистов ни брались за это дело.

Действительно, не познать — ни американского преуспевающего бизнесмена, ни уж тем более русского актера.
Пресса
Ольга Яковлева отмечает юбилей, видеосюжет телеканала «Культура», 14.03.2016
Сказки старой Малой Бронной, Вадим Гаевский, Экран и сцена, 14.03.2016
Актриса Ольга Яковлева отмечает сегодня свой юбилей, Ольга Серегина, Новые известия, 14.03.2016
Ольга Яковлева. Первая скрипка ансамбля, Ольга Егошина, Театральная афиша, 12.03.2016
К юбилею Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 1.03.2016
“Savannah Bay” в МХТ, или задушевный разговор под песни Эдит Пиаф, видеосюжет телеканала «Культура», 14.06.2012
Рената Литвинова закрепила французский шик на русской сцене, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.06.2012
Морская болезнь, Александр Антипов, Ваш досуг, 6.06.2012
Беседа с актрисой Ольгой Яковлевой, Марина Тимашева, радио «Свобода», 29.03.2012
Принцесса Турандот перевоплотилась, видеосюжет телеканала НТВ, 13.06.2011
Юбилей Ольги Яковлевой, телеканал «Культура», 14.03.2011
Ольга Яковлева. День сегодняшний, Юрий Фридштейн, Экран и сцена, № 5, 13.03.2011
Парящая в мастерстве, Мария Хализева, Экран и сцена, 13.03.2011
Ольге Яковлевой слава не нужна, Марина Давыдова, Известия, 11.03.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
На краю «Обрыва», Ольга Егошина, Новые известия, 11.05.2010
«Обрыв» стал связью, Алла Шендерова, Коммерсантъ, 5.05.2010
Русские обрывы, Алена Карась, Российская газета, 4.05.2010
Обрыв со ступеньками, Ольга Фукс, Ведомости, 4.05.2010
Заглянуть на дно обрыва, Любовь Лебедина, Трибуна, 28.04.2010
Обрыв любовный и социальный, Елена Ямпольская, Известия, 27.04.2010
В МХТ поставили «Обрыв», видеосюжет программы «Вести», 13.04.2010
Премьера «Обрыва» в МХТ состоится в мае, видеосюжет телеканала «Культура», 12.04.2010
Актриса, играющая играющую актрису, Светлана Полякова, Газета.Ru, 22.02.2008
В театре Табакова отмечают юбилей за юбилеем, Родион Чемонин, Агентство национальных новостей, 5.09.2006
Старомодная трагедия, Наталия Каминская, «Культура», 17.03.2005
Милая моя, взял бы я тебя…, Ольга Фукс, «Вечерняя Москва», 2.03.2005
Преимущества слабости, Александр Соколянский, «Время новостей», 25.02.2005
Состоялась премьера спектакля «Спуск с горы Морган», Марина Перелешина, Радио «Маяк», 24.02.2005
«Последние» станут первыми, Маргарита Львова, Московский комсомолец в Пензе, 16.11.2004
Побег из «Знаков зодиака», Мария Хализева, Вечерний клуб, 13.03.2003
Могу лететь? - Лети!, Елена Гинцберг, dell’APT, 1.10.2001
Одной звезды я повторяю имя, Юрий Фридштейн, Литературная газета, 19.09.2001
Обман зрения на премьере, Даль Орлов, Век, 14.09.2001
Я — комедиант. Ничтожная роль?, Наталия Каминская, Культура, 13.09.2001
Кабала во МХАТе, Ольга Галахова, Русский журнал, 11.09.2001
Красота с двумя антрактами, Алексей Филиппов, Известия, 10.09.2001
«ПОСЛЕДНИЕ» — ОПИСАНИЕ АГОНИИ ЕЛЬЦИНСКОЙ РОССИИ, Андрес Лаасик, Ээсти пяевалехт, 26.10.2000
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Последние: Великая драма Горького, Марина Благонравова, The Moscow Tribune, 24.04.1995
«Нужно о детях говорить в это страшное время?», Ирина Шведова, Московская Правда, 31.03.1995
ПОСЛЕДНИЕ НЕ СТАНУТ ПЕРВЫМИ, Марина Давыдова, Театральная жизнь, 1995
«Последние»: очень своевременная пьеса, Александр Соколянский, Неделя, 1995
ПОЗДНИЙ РЕАБИЛИТАНС РЕАЛИЗМА, Марина Райкина, Московские новости
Из последних сил, Элина Мосешвили
Отцы и дети, Нина Агишева