ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду»

А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Как это уже давно было: школа-студия МХАТ, и первые роли в Центральном детском театре, куда попал по распределению, и первая роль в кино. Фильм, словно специально для того, чтобы легче было потом актеру считать сыгранные в кино роли, назывался «Первый эшелон».
— Да, — улыбается воспоминанию народный артист РСФСР Олег Николаевич Ефремов. — «Первый эшелон», режиссер Калатозов… Роль комсорга Алексея Прозорова. Калатозов, назначив меня на эту роль, проявил большую по тому времени смелость: это было новаторством — назначить на роль положительного героя актера без привычных внешних данных. На съемках, когда у меня что-нибудь не получалось, он меня увещевал: «Я пошел на риск, взяв на эту роль некрасивого актера. Но я надеялся на твое обаяние. Где же оно?»
А я, честно говоря, совсем не об этом думал. Мне хотелось показать сложный, противоречивый — живой — человеческий характер.
— А сколько ролей в кино сыграно теперь?
— Наверное, не меньше двадцати.
— И наиболее любимые из них?
— С увлечением работал над ролью капитана Иванова в фильме «Живые и мертвые». Помните — «на моей фамилии вся Россия держится». Очень памятна роль чекиста Илларионова в фильме «Сотрудник ЧК».
— А как вы относитесь к своим ролям в фильмах «Три тополя на Плющихе» и «Мама вышла замуж»? Я, как вы понимаете, хочу узнать, случайны ли роли рабочего человека, появившиеся в вашем творчестве. Есть ли связь между этим фактом и тем, что одной из первых ваших режиссерских работ во МХАТе стал спектакль о рабочем классе?
— Проще всего сказать, что это так получается. Но вообще-то, наверное, и закономерность в этом есть. Я люблю рабочую среду, мне интересны судьбы простых людей, их характеры, их быт, их психология. А сталевары тут — особняком: все-таки я как-никак учился в институте стали. Родная тема.
— Значит, и с автором «Сталеваров» вы «родственники»?
— Да, и это, наверное, сыграло роль при выборе пьесы. Геннадий Бокарев сам работал на «Уралмаше», прекрасно знает жизнь большого рабочего коллектива, его проблемы, знает производство. Но, как ни парадоксально это может прозвучать, пьеса о людях производства привлекла нас своей «непроизводственностью». В ней решаются глубокие нравственные проблемы.
— Слышал, что в работе над спектаклем театру помогали работники московского завода «Серп и молот»?
— «Помогали» — не то слово. Коллектив мартеновского цеха «Серпа и молота» можно без преувеличения назвать соавтором театра в этой работе. Еще до начала репетиций мы поехали на завод, прочитали рабочим пьесу. Было заинтересованное и горячее обсуждение, мы выслушали много советов, много замечаний, которые очень нам помогли. Работая над спектаклем, еще не раз приезжали мы на предприятие, а когда начались репетиции, настала пора мартеновцев ездить к нам… Потом мы пригласили их на премьеру. И, надеюсь, останемся друзьями.
— Значительную часть времени герои «Сталеваров», а с ними и зрители проводят в мартеновском цехе. На сцене — работающие печи. Отблески пламени и гудение его, клубящийся дым и снующие по цеху электрокары — все это передано достоверно, ярко, романтично. Зрителям спектакль запомнится надолго, в частности и этой своей зрелищностью, яркой театральностью.
Но, очевидно, постановщики спектакля понимали опасность впасть в натурализм?

— Такого упрека я не боюсь. Вспомните, сколько раз вы видели производственную, абсолютно достоверно воссозданную обстановку в кино? Так часто, что вас она уже совсем не волнует. Вы к этому привыкли и воспринимаете как должное. В театральной же постановке, как вы сами отметили, мартеновская печь оказывает на вас определенное эстетическое воздействие. Она вас волнует.
— Значит, уроки кино дают «отдачу» в нынешней вашей режиссерской практике?
— Да, кино помогает мне жить и работать в театре. Иногда просто требуется сменить обстановку, увидеть другие лица, поговорить с новыми людьми. Чувствуешь, что ты обновляешься, вдохнув живительный воздух подлинной жизни. После этого легче дышится, тверже шагается в наших тесных театральных кулисах.
Кроме того, при съемках в кино камера, которая следит за тобой, требует абсолютной подлинности. Она замечает любой наигрыш. Лучше всякого зеркала отражая наши несовершенства, кинематограф является нашим пристрастным учителем и не дает нам успокаиваться.
— Последний, традиционный вопрос — о ваших личных творческих планах.
— Мои личные планы целиком связаны с планами МХАТа. А у театра планы сложные и многообразные. Быть главным режиссером такого театра — задача отнюдь не простая. И к ее решению я только еще приступил. ..
Мечтаю же я о том, чтобы МХАТ развивал живые — обязательно живые! — основы, оставленные этому театру в наследство К. С. Станиславским и В. И. Немировичем-Данченко.
1999
Юность — это возмездие, Нина Агишева, Московские новости, 30.11.1999
Ангелина Степанова — это уже история, Виталий Вульф, Независимая газета, 24.11.1999
Музейный Ибсен, Павел Руднев, Независимая газета, 24.11.1999
Наедине с большой сценой, Нина Агишева, Московские новости, 16.11.1999
Не наше все, Алена Карась, Независимая газета, 19.10.1999
Театр не для нас, Марина Давыдова, Время MN, 18.10.1999
Евреинов прощен, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.1999
Романс о влюбленном, Елена Светлова, Совершенно секретно, 1.04.1999
1998
Не стало Сергея Шкаликова, Григорий Заславский, 9.12.1998
С. Т. Морозов и постройка театра, Московская перспектива, 27.10.1998
Судьба Татьяны Лавровой, Наталья Васина, Аргументы и факты, 1.02.1998
1997
1996
1995
Интервью Ангелины Степановой о Константине Станиславском, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 11.06.1995
1993
1990
1988
1987
Не хлебом единым, Нина Агишева, Правда, 22.02.1987
Колоратурный контрабас, Мария Седых, Литературная газета, 28.01.1987
1986
«Горько!», Юлий Смелков, Московский Комсомолец, 28.12.1986
1983
Верить и побеждать, Нинель Исмаилова, Известия, 16.11.1983
Покоряющий образ вождя, Г. Терехова, Советская культура, 6.11.1983
1982
Искусство постижения красоты, В. Бернадский, Вечерняя Алма-Ата, 22.09.1982
Завещаю векам, Александр Колесников, Комсомолец Кубани (Краснодар), 22.04.1982
Встречаясь взглядом с Лениным, Георгий Капралов, Литературная Россия, 12.02.1982
Перед бессмертием, М. Строева, 20.01.1982
Великая наука побеждать, Н. Потапов, Правда, 12.01.1982
Так победим!, Инна Вишневская, Вечерняя Москва, 5.01.1982
1981
Завещаю грядущему, Андрей Караулов, Советская Россия, 31.12.1981
Вечера с Мольером, Б. Галанов, Литературная газета, 16.12.1981
Смех и слезы Мольера, Николай Путинцев, Московская правда, 13.12.1981
Тартюф, Оргон и другие, Н. Шехтер, Комсомольская правда, 20.11.1981
Тартюф сбрасывает маску, В. Широкий, Советская культура, 13.11.1981
«Мышеловка» для Тартюфа, В. Фролов, Вечерняя Москва, 27.10.1981
Сражение в доме Оргона, Н. Лейкин, Литературная Россия, 23.10.1981
1977
Правда бывает только одна, Андрей Караулов, Строительная газета, 16.12.1977
Вина и беда Игната Нуркова, Александр Свободин, Литературная газета, 30.11.1977
Заседание парткома продолжается?, Григорий Цитриняк, Литературная газета, 5.10.1977
Познай самого себя, Н. Толченова, Литературная Россия, 11.02.1977
1976
1975
Протокол откровения, В. Харитонов, Известия, 24.10.1975
«Заседание парткома», Т. Владимирова, Вечерняя Москва, 14.10.1975
1974
Человек и дело, Лариса Солнцева, Советская культура, 29.03.1974
1973
Театральный разъезд, Виктор Комиссаржевский, Известия, 29.06.1973
«Старый новый год», М. Строева, Вечерняя Москва, 28.06.1973
Найди силу в себе, А. Бочаров, Комсомольская правда, 15.06.1973
Увеличивающее стекло?, Ольга Кучкина, Московский Комсомолец, 9.06.1973
Многоуважаемый зеркальный шкаф?, Галина Кожухова, Правда, 25.05.1973
Олег Ефремов: «Люблю рабочую среду», А. Галин, Социалистическая индустрия, 1.03.1973
Хроника жизни одного цеха, Александр Свободин, Комсомольская правда, 27.01.1973
Очистительная сила огня, Н. Лейкин, Литературная Россия, 12.01.1973
Помни о человеке, М. Строева, Вечерняя Москва, 5.01.1973
1966
1958
1956
1952
1948
Как я стал актёром. Вспоминает М. М. Тарханов, Театрология (Старое радио), 08.1948
1946
Михаил Тарханов читает «В людях» М. Горького, Театрология (Старое радио), 30.05.1946
1929
Демиурги подмостков, Меценат и Мир