ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Портретное фойе

К бараньим рогам отношусь иронично

Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Сегодня режиссер Роман Козак начинает практическую деятельность на посту художественного руководителя столичного Театра имени Пушкина: он показывает премьеру своего спектакля «Академия смеха» по пьесе японского драматурга Коки Митани. Перед премьерой РОМАН КОЗАК ответил на вопросы корреспондента «Коммерсанта» РОМАНА ДОЛЖАНСКОГО. 

 — Соглашаясь возглавить не самый благополучный театр, вы выставляли особые условия культурным властям города?

 — Только одно: быть не главным режиссером, а художественным руководителем, то есть иметь более серьезные полномочия. Для этого пришлось переписать устав театра.

 — Вы сняли какие-то спектакли с репертуара?

 — Пока шесть. Два в филиале и четыре на основной сцене. Есть еще кандидаты на вылет, но с другой скоростью: теперь уже новые спектакли должны постепенно вытеснять старые. А некоторые могут идти и дальше, после косметического вмешательства. Криминального положения репертуара я не вижу.

 — До того, как прийти сюда руководить, сколько раз вы были в театре Пушкина за последние, скажем, пять лет?

 — Вопрос очень точный. Ни разу не был.

 — У театра сейчас нет своего лица. Здесь можно увидеть все что угодно: и коммерческий хит, и скучную классику, и халтурную современную белиберду.

 — Совершенно верно. Нет какой-то единой идеи в репертуаре, нет логики. Это главная проблема, с которой я столкнулся. Поэтому сейчас я предпринимаю сразу две интенсивные атаки: одна — на основную сцену и на филиал.

 — А на вас идет атака? Я имею в виду предложения с улицы. Режиссеры и драматурги предлагают свои услуги?

 — Клянусь, телефон не смолкает. Конечно, девять десятых из них дилетанты. Стараюсь терпеливо высеивать интересное.

 — Почему вы сами выпускаете первую премьеру не на большой сцене театра, а в крошечном филиале?

 — Во-первых, потому, что планы большой сцены были сверстаны еще до моего прихода, а ломать производственный процесс нельзя, уже деньги потрачены. Во-вторых, потому, что для филиала на ближайшие сезоны задумана программа привлечения молодых режиссеров. Нужно приучить зрителей к этому новому театральному адресу. Я хочу снежный ком обновления Пушкинского запустить с Сытинского переулка. Оттуда недалеко, всего 300 метров. Может, докатится сюда.

 — Труппа будет меняться?

 — Не хочу изменений по КЗОТу и не хочу антрепризных гастрольных приглашений. Но в театр должны постоянно приходить новые силы, молодые актеры, которые вырастут в этих стенах. А иначе можно хоть Марлона Брандо приглашать — жизни не будет. Надеюсь, что мои студенты смогут влиться в Театр имени Пушкина. Собираюсь сделать с ними «Ромео и Джульетту».

 — А старые актеры?

 — Сейчас почти вся труппа занята. Я объявил актерам: я вас не знаю, смотрю спектакли, но по идущим спектаклям ваши реальные возможности узнать нельзя. Они все понимают, они нормальные люди. Но сейчас эти актеры похожи на спички, отсыревшие в коробке. Могут лежать так до бесконечности. Но если их положить в сухое и теплое место, могут и зажечься.

 — Сейчас многие говорят: Козак слишком интеллигентен, чтобы жестко руководить. А иначе нельзя.

 — Самые страшные — те, кто скручивает в бараний рог по-интеллигентому. На самом деле я иронично отношусь к бараньим рогам. Чаще всего они вырастают от слабости, и ничем, кроме показухи, не являются. Труднее ежедневно работать. Тому пример — мой учитель Ефремов. Он не делил, подобно некоторым, весь мир на своих учеников и не своих. Его сила была как раз в широте, в объективности подхода. Разрубать, махать шашкой надо на репетиции, а не в кабинете.

 — Люди того поколения приходили руководить театрами навсегда, до гробовой доски. Сейчас другое ощущение времени и профессии. Что заставляет вас взваливать на себя такие заботы? Вы же, в сущности, попали сюда случайно.

 — Если бы Ефремов не умер, я бы и не задумывался над приглашениями поруководить другим театром. МХАТ бы остался портом приписки, а на постановки я и так ездил немало. А теперь так вышло, что тому дому я больше не нужен. Но поскольку кровь уже отравлена этим несовременным пониманием театра как дома, я принял Театр Пушкина. Летать от цветка к цветку, то есть от театра к театру, мне поднадоело. Всех денег не заработать. Но я умею собирать вокруг себя команду. Иногда умею ставить спектакли. Других умений у меня нет.

 — А актерские? Вы не собираетесь поиграть здесь?

 — Есть замыслы, но рано пока говорить.

 — Каким бы вы хотели оставить этот театр?

 — Очень популярным. Местом культурных событий, не однодневных, на которые зритель приходит поржать два часа, чтобы через пять минут забыть, куда приходил. Сейчас время коммерческого буржуазного театра, а культурное событие предполагает проникновение в твою биографию хотя бы на пять минут. Кстати, моей первой акцией был концерт Десятникова в фойе. Собралась потрясающая публика, которая в этот театр никогда не ходила — от Татьяны Толстой до Зои Богуславской.

 — Известна театральная легенда о проклятии, посланном Алисой Коонен на здание Камерного театра. Таировское прошлое вы будете актуализировать?

 — Я хочу провести Таировские чтения в декабре и надеюсь, что они станут регулярными. Хотел еще пробить мемориальную доску Таирову на фасаде театра. Городские власти сначала покивали, а потом отказали: говорят, вам разреши, так все театры будут скоро увешаны досками.
Пресса
«Без тебя скучно!», Мила Денёва, Комсомольская правда, 9.06.2015
Сегодня исполняется 55 лет со дня рождения Романа Козака, видеосюжет телеканала «Культура», 29.06.2012
«Она уникальный слухач и нюхач в профессии», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2007
Игорь Бочкин: Хочу, чтобы режиссер меня любил, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 16.02.2007
Дважды два будет четыре, Наталия Каминская, Культура, 3.03.2005
Душа на просвет, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.03.2005
Враг, который не сдается, Марина Давыдова, Известия, 1.03.2005
Парфюмер, Елена Ямпольская, Русский курьер, 27.02.2005
Худруки показали актерский мастер-класс, Роман Должанский, Коммерсант, 26.02.2005
Матрица: перезагрузка, Алена Карась, Российская газета, 26.02.2005
Вражья сила, Дина Годер, Газета.RU, 25.02.2005
Две головы лучше, Олег Зинцов, Ведомости, 25.02.2005
На лыжах по асфальту, Время новостей, 25.02.2005
Что случилось в аэропорту., Глеб Ситковский, Газета «Газета», 25.02.2005
Игра режиссеров, Коммерсант, 18.02.2005
«Джан», Павел Подкладов, НИГ Культура, 8.02.2005
Мрак народа, Олег Зинцов, Русский курьер, 1.02.2005
Четыре причины, Александр Соколянский, Ведомости, 1.02.2005
И ПЛАТОНОВ УЗОРНЫЙ ДО БРОВЕЙ, Новая газета, 31.01.2005
Алла Сигалова станцевала верблюда, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 29.01.2005
«Действующие лица», Марина Багдасарян, Радио Культура, 19.01.2005
Черный принц, черный, черный…, Марина Давыдова, Время Новостей № 201, 30.10.2002
Любовь должна быть с кулаками, Елена Ямпольская, Новые известия, 29.10.2002
Слегка абсурдный вымысел, Роман Должанский, Коммерсант, 29.10.2002
В Театре Пушкина открыли дело писателей, Олег Зинцов, Ведомости, 28.10.2002
Эрос без Танатоса, Ирина Корнеева, Время МН, 26.10.2002
Страдания пожилого Вертера, Алексей Филиппов, Известия, 26.10.2002
ОН ПОСТОЯННО НАЧИНАЛ ЖИЗНЬ ЗАНОВО, Ирина Тосунян, Литературная газета, 1.10.2002
О месте трагедии, Григорий Заславский, Русский журнал, 29.03.2002
Дискотека в доме Капулетти, Елена Дьякова, Новая газета, 28.03.2002
Любовники смерти, Ирина Алпатова, Культура, 28.03.2002
Любовь в кислотный дождь, Алена Карась, Российская газета, 27.03.2002
Нет повести счастливее на свете…, Елена Ямпольская, Новые известия, 26.03.2002
Из жизни тинейджеров, Алексей Филиппов, Известия, 25.03.2002
Монах и два тинейджера, Артур Соломонов, Газета, 25.03.2002
Любовь где попало, Роман Должанский, Коммерсант, 25.03.2002
Расколдованная сцена, Марина Давыдова, Время новостей, 25.03.2002
В первом чтении, Олег Зинцов, Ведомости, 25.03.2002
Роман Козак о Шекспире В и витамине Т, Павел Подкладов, Ваш досуг, 18.03.2002
Роман Козак: Спектакль — это строчка текста, окруженная жизнью, Ирина Тосунян, Литературная газета, 13.03.2002
Культурный «хит», Итоги, 5.03.2002
Заметки о прошлогоднем снеге, Анатолий Смелянский, Московские новости, 17.01.2002
Ай да цензор, ай да сукин-сан!, Ирина Алпатова, Культура, 24.10.2001
Весь мир — Художественный театр, Лариса Юсипова, Ведомости, 16.10.2001
Академия клоунов, Алексей Филиппов, Известия, 15.10.2001
Удалось, Ольга Романцова, Время новостей, 15.10.2001
По ком каркает ворона, Роман Должанский, Коммерсант, 15.10.2001
К бараньим рогам отношусь иронично, Роман Должанский, Коммерсант, 13.10.2001
Роман Козак приглашает в театр Пушкина, Ирина Корнеева, Время МН, 27.09.2001