ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого

Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Виктор Гвоздицкий — протагонист. И по тому, какое место он занимает в пространстве театральной Москвы, и по природе своей индивидуальности, не терпящей общего ряда. С кем бы ни работал Гвоздицкий (а это цвет российской режиссуры), он со старательностью первого ученика послушен воле постановщика. Но каким-то загадочным образом заставляет ее (эту самую волю) «работать» на себя и на свое понимание роли, которое всегда неожиданно, парадоксально и всегда становится новой страницей в истории сценических интерпретаций — Арбенина, Тузенбаха, Эрика XIV, Сирано, Подколесина, Хлестакова, Дон Гуана, Казановы, Антонена Арто?

В телевизионной передаче «Эпизоды» Виктор Гвоздицкий, актер, принципиально не дающий интервью, изменил своему правилу и заговорил с экрана о себе. Собственно говоря, называть интервью тот способ общения, который установился между артистом и оставшимся за кадром корреспондентом, нельзя. Это был монолог — доверительный по своему характеру, скромный по самооценкам, философский по интонации и содержательный по объему информации. Артист говорил вроде бы сдержанно и скупо, но рассказал о многом — о детстве в городе Кропоткине, о поступлении в Ярославское театральное училище, о начале работы в Риге, о Петербурге, о Театре комедии, о московском Театре «Эрмитаж» и Михаиле Левитине, об Олеге Ефремове и Художественном театре, где он служит сегодня, и о своей последней работе у Валерия Фокина в Центре Мейерхольда в спектакле «Арто и его двойник».

Арто-легенда театра ХХ века, сыграть, которого, наверное, невозможно. Можно только попытаться передать свое ощущение от этой странной, гротескной, одиозной и гениальной личности. Арто-Гвоздицкий — это юмор, самоирония, крик, боль, нерв, любовь и ненависть к театру, о которых он где прошептал, а где прокричал, то идентифицируя себя со своим героем, то расходясь с ним так же далеко, как тот расходится в спектакле со своим Двойником? Профессионализм Гвоздицкого — изначальный, дарованный ему Богом. Автору этих строк повезло видеть его в студенческом отрывке из водевиля «Беда от нежного сердца» Ф. Сологуба. У него уже тогда было то, что нельзя ни сыграть, ни наработать, ни «изобразить» — «легкое дыхание» сценического существования, редкая органика. Его влюбчивый прелестный Сашенька совершал головокружительные эмоциональные «кульбиты». От смеха до слез, от любовного томления до полного «охлаждения» к своему «предмету» у него был даже не один шаг, а полшага. Беду этого «нежного сердца» семнадцатилетний студент умудрялся выразить буквально в одной фразе, начиная ее увлеченным одной барышней, а заканчивая уже страстно влюбленным в другую.

Парадоксально, но один из самых востребованных сегодня артистов Виктор Гвоздицкий искренне любит «пугало» сегодняшнего театрального авангарда — «старый» театр, где все сосредоточено на артисте, существуют запыленные кулисы, поблескивает позолота лож, а зал и сцену разделяет завеса тайны, где накладывают сложный грим и не тиражируют себя, а «лепят» образы, имеют вкус к перевоплощению, характерности, подробностям и деталям? Между тем Гвоздицкий обладает совершенным слухом ко всему новому на театре и способностью уловить в воздухе нечто существенно важное, что неуловимо отличает одно десятилетие от другого. Он свободно владеет всем многообразием лексики современного театра, даже его сленгом. Все, что он делает на сцене, — очень личностно, даже исповедально и в равной степени далеко от него самого. Он очень чутко ощущает ту зыбкую грань, что разделяет искусство и жизнь. Но даже в тех, кто не имеет к театру прямого отношения, Гвоздицкий особо ценит артистизм и театральность. Даже в самых близких — отце, матери, бабушке. Впрочем, сам ни манерой держаться, ни поведением лицедея не напоминает, что, кстати говоря, часто свойственно по-настоящему большим артистам.

Человека сцены в нем выдает острота реакций, чувство партнерства, мгновенность и пластичность переходов и тщательно скрываемая ранимость, присущая людям его профессии, о которой он говорит с оттенком печали. Потому как ощущает: что-то из нее начинает уходить. Культура, стремление к совершенству, культ мастерства, игровая природа, — делающая театр Театром. То, что составляет смысл и содержание его собственного существования в искусстве.

Для Гвоздицкого Театр — не место прописки, а образ жизни. Его повседневное существование как бы комментарий к тому, что он делает на сцене. Там — взрыв темперамента, магнетическая тишина пауз, излом характера, эксцентрика, напряжение мысли, радость, боль, отчаяние? А жизнь — средство накопления этих чувств, которые он старается не расплескивать всуе. Свои роли он «выплетает», искусно вывязывает узелки особенностей, своеобразий, чудаковатостей своих персонажей. Работы Гвоздицкого отличает абсолютная полноценность. Он не терпит полуфабрикатов, бежит эскизности. Эксперименты — для репетиций. Зрителю он предлагает готовый продукт, хорошо сделанную роль вне зависимости от качества постановки. Сегодня, когда он завоевал право выбирать, Гвоздицкий очень осторожен в отборе репертуара, хотя всеядным он не был никогда. Даже хорошо зная творчество этого артиста, в его биографии трудно найти «проходные» роли. Точно так же, как невозможно определить, какая часть человеческого тела лучше или важнее — рука или нога, сложно назвать и лучшую из сыгранных им ролей,

В «Эпизодах» мир страстей проплывает в видеоряде, сценах из спектаклей, в которых занят Гвоздицкий. В передаче их не так уж много, но своей эмоциональной насыщенностью (способность концентрировать энергию — одна из сильных сторон таланта артиста) они очень точно оттеняют его слегка дистанцированное существование на экране. Преступив заградительную черту, Гвоздицкий тем не менее остался верен себе, сохранив субординацию между собой и зрителем. Выкладывая себя без остатка на сцене, здесь он приоткрывает только те уголки души, что в той или иной мере связаны с профессией. И в этом нет ни кокетства, ни лукавства. Это трезвый взгляд профессионала. Он справедливо полагает, что артист интересен прежде всего тем, что он делает на сцене, и что мир кулис не должен с пионерской готовностью, по первому же требованию приоткрывать свои тайны. Театр и тайна — вещи пограничные, наподобие того, как граничат зрительный зал и сцена. И впуская публику за кулисы, театр что-то неминуемо теряет в ее глазах.
2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002