Восьмая жизнь Немировича-Данченко

Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Недавно во МХАТе имени А. П. Чехова играли премьеру — спектакль по пьесе А. Галина «Ретро». Одна из героинь, бывшая балерина, рассказывает о радостях жизни в коммунальной квартире, и весь ее монолог звучит лирично и нежно, благодаря музыке, освещающей его примирительно-мягким светом. Это режиссерский ход Андрея Мягкова, это обаяние вальса Василия Немировича-Данченко, который стал своего рода камертоном для всего спектакля. В программке нет слова «композитор», просто написано — музыкальное оформление. Наш корреспондент Лидия Соколова встретилась с заведующим музыкальной частью Художественного театра Василием Михайловичем НЕМИРОВИЧЕМ-ДАНЧЕНКО. 

ЗАЧЕМ УХОДИТЬ?..
Моя мама, Зоя Александровна Смирнова-Немирович, была оперной певицей, сначала пела в камерном театре у Таирова, позже в театре оперетты, потом в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко все заглавные партии. В 1943 году в фильме-оперетте «Сильва» она исполнила и спела главную роль. Папа, Михаил Владимирович окончил консерваторию как скрипач, был артистом музыкальной студии при МХАТе, ездил со своим знаменитым отцом Владимиром Ивановичем по разным странам. Помогал ему в работе над книгой «Моя жизнь в русском театре». В Голливуде, куда был приглашен Владимир Иванович, как писали газеты, «для улучшения работы американского кино», папа снялся в нескольких фильмах под псевдонимом Мишель Дантон. Вернувшись в Россию, отец играл в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, а последние годы заведовал в театре музеем.

В этом театре я провел все детство, слушал оперы, видел балеты, даже хотел стать танцором. Мама же мечтала, чтобы ее сын стал музыкантом, участвовал с ней в концертах… Меня отдали в музыкальную школу, потом было училище при Московской консерватории, потом консерватория. Я учился у Гольденвейзера, а после его смерти у Оборина.

Мы жили в центре Москвы, в театральном доме. Там же проживали Тарасова, Кедров, Еланская, Пилявская, Топорков, Раевский, которые не раз мне говорили: «Вася, тебе надо работать у нас в Художественном театре. Это же твой театр…» Не могу не вспомнить Петра Михайловича Славинского, который был главным дирижером Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко, а позже стал заведовать музыкальной частью МХАТа. Это он уговорил меня поступить во МХАТ в качестве концертмейстера. Я подумал: ну ладно, поработаю один годик, а там видно будет… И вот один годик превратился в 35 лет. Почему? Было интересно погрузиться во всю эту театральную кухню.

Позже Петр Михайлович Славинский предложил мне попробовать себя на дирижерском поприще. Я стал упорно заниматься. Начал изучать оркестр, погрузился в теорию, ходил в консерваторию — смотрел и слушал, как занимаются студенты-дирижеры. Тренировался дома перед зеркалом, под пластинку. Сначала начал дирижировать первым актом «Синей птицы», потом всей «Синей птицей», спектаклями «Братья Карамазовы», «Анна Каренина» и постепенно вошел во все спектакли. Вскоре мне официально предложили стать дирижером оркестра театра. Зачем же было уходить, правда?

Потом был спектакль «Соло для часов с боем» в постановке О. Ефремова и А. Васильева. В этом спектакле много моей музыки. Кроме того, с Александром Петровичем Акимовым, заведовавшим театральными шумами, мы изобретали «музыку часов»: играли на расческах, на струнах фортепиано, на колокольчиках, на каких-то железках. Опять интересно… Во МХАТе я оформил около 50 спектаклей, а музыку написал к 20, среди них «Эльдорадо», «Роза Иерихона», «Варвары», «Вишневый сад».
Я писал музыку и для других театров Москвы, для Владивостока, Махачкалы…

ЛУЧШЕ В ТИШИНЕ
«Чайка» очень интересный для меня спектакль. Олег Николаевич Ефремов поставил передо мной задачу создать атмосферу колдовского озера… Я сочинил различные музыкальные фоны, наложил звучание птичьих голосов, колоколов, грома… Из сорока вариантов фона режиссер выбрал три.

Это «мерцание» струнного оркестра звучит на протяжении всего спектакля: то едва слышно, почти на уровне подсознания, то явно, образно окрашивая действие, то усиливаясь, переходя из сферы звукового восприятия зрителей в область игры актеров.

В театре, прежде всего, читаешь пьесу. Возникает определенное ощущение ее ритмов, ее образов. Потом встречаешься с режиссером, который посвящает вас в свой круг ощущений, в свое видение будущего спектакля. Если, по Владимиру Ивановичу Немировичу-Данченко, режиссер должен раствориться в актере, то театральный композитор должен раствориться в режиссере… Сначала думаешь, что здесь лучше с музыкой, а потому вдруг понимаешь, что действительно лучше в тишине.

Наверное, только театральный композитор может согласиться с тем, что «лучше в тишине».

ЧТО БЫЛО ПОТОМ
После разделения МХАТа, когда оркестр остался в здании на Тверском бульваре, перед Немировичем-внуком стоял выбор: оркестр или звукорежиссер. Василий Михайлович выбрал профессию режиссера. Далее следовало освоение звукорежиссерской техники. Потом была музыка к фильмам, мультфильмам. Был один мультфильм на стихи Маршака «Пудель», в котором все, что звучит (музыка, текст от автора, скрип дверей, лай собак, сирена скорой помощи) — все создано, сыграно и озвучено Немировичем-Данченко. Этот мультфильм получил во Франции специальную премию. Была интересная актерская работа в анимационном кино по рассказам Чехова, в котором Василий Михайлович снимался вместе с куклами, и поскольку компьютерной техники тогда еще не было, ему приходилось играть, двигаясь по фазам. И наконец, актерская работа в авторском кино «Перевод с восточного», в котором В. М. Немирович-Данченко сыграл одну из главных ролей. С этим фильмом Василий Михайлович ездил в Сочи на «Кинотавр».

А когда в Германии проходили фестивали, посвященные 250-летию со дня смерти И. С. Баха и 600-летию со дня рождения И. Гутенберга, мне заказали написать музыкальное приношение Гутенбергу. 28 июля 2000 года в Домском соборе Майнца состоялся праздничный концерт, в программу которого вошли шесть Бранденбургских концертов Баха и… мое «Гутенберг остинато» для камерного оркестра.

ВОСЬМАЯ ЖИЗНЬ
Мысль написать литературный сценарий о Владимире Ивановиче Немировиче подала моя жена. Она пианистка, профессор Академии культуры, автор музыкально-литературных композиций о Шопене, Бетховене. Идея подробней познакомить зрителей с жизнью и личностью Владимира Ивановича показалась нам очень интересной, тем более что о нем мало знают. Вместе с нами этот спектакль делала режиссер Роза Сирота. Премьера состоялась в театре «Эрмитаж». Позже Ефремов предложил нам перенести этот спектакль на малую сцену МХАТа. 

У спектакля «Семь жизней В. И. Немировича-Данченко» есть свои поклонники, которые смотрели его по четыре-пять раз, и спрашивают, когда он пойдет снова… Мужчина и женщина читают письма, воспоминания, садятся за рояль, играют в четыре руки, снова читают. Все происходит неспешно, почти патриархально, при свете ламп с зеленым абажуром.

При выборе названия мы шагали от его же письма, в котором он писал: «Мне кажется, что я проживаю пятую или шестую жизнь, не считая детства».

То, что письма читает не актер, а внук, а рядом с ним не актриса, а его жена, — придает спектаклю характер интимности и естественной теплоты. Зритель чувствует себя причастным какому-то неповторимому, раритетному действу, которое выходит за рамки обычного спектакля, продолжает театральную мысль В. И. Немировича-Данченко, воплощаясь в его восьмую жизнь. За работу в этой композиции Анжелика Немирович-Данченко получила театральную премию имени Константина Сергеевича Станиславского.

У нас с женой была фортепианная программа, с которой мы много раз выступали, даже ездили в Париж. А сейчас мы работаем над новым спектаклем по переписке Антона Павловича Чехова с Ольгой Леонардовной Книппер. Помимо работы в театре, я еще читаю лекции по музыке студентам ГИТИСа. 

Вот так и получилось, что Василий Михайлович Немирович-Данченко не ушел из театра «через годик». В роли заведующего музыкальной частью он проживает жизни дирижера, композитора, звук режиссера, актера, администратора. Но ощущает себя, прежде всего, музыкантом. Как это напоминает жизнь его деда, который, будучи директором МХАТа, всегда помнил, что он писатель.
2002
Ты с этим шел ко мне и мог остановиться у сортира?, Наталия Каминская, Культура, 26.12.2002
Суета вокруг сортира, Алексей Филиппов, Известия, 25.12.2002
Кабачок «13 писсуаров», Елена Ямпольская, Новые известия, 25.12.2002
Без палочек, Марина Давыдова, Время Новостей, 24.12.2002
Краткий отчет, Ольга Фукс, Ваш досуг, 24.12.2002
Дело было в туалете, Артур Соломонов, Газета, 23.12.2002
МХАТ нашел отхожее место, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.12.2002
Оптимист с коммунистическим прошлым, Григорий Заславский, Независимая газета, 20.12.2002
МХАТ промахнулся и попал в коммунистов, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 20.12.2002
Друг мой, Толька!.. (Анатолию Смелянскому — 60), Михаил Швыдкой, Московские Новости, 19.12.2002
Есть и такая профессия, Алексей Александров, Известия, 10.12.2002
Между работой и волком, Екатерина Васенина, Новая газета, 2.12.2002
Искусство и дотации, Олег Табаков, Смысл, 2.12.2002
Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L'Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002
Хайль Акбар!, Елена Кутловская, Метро, 26.11.2002
Терроризм, Елена Ковальская, Афиша, 25.11.2002
Олег Табаков: У меня роман со зрителем, Юлия Кантор, Известия, 20.11.2002
Нулевая заповедь, Елена Ямпольская, Новые известия, 16.11.2002
Братья-разбойники, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.11.2002
Пронзенные полумесяцем, Павел Руднев, Ваш досуг, 12.11.2002
Терроризм, к счастью, ненастоящий, Нина Агишева, Московские Новости, 12.11.2002
Терроризм пришел во МХАТ, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 12.11.2002
Все это уже взорвалось. Внутри, Елена Дьякова, Новая газета, 11.11.2002
Стильное зло, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2002
Во МХАТе поиграли в террористов, Артур Соломонов, Газета, 11.11.2002
Терроризм бытовой, обыкновенный, Алена Солнцева, Время Новостей, 11.11.2002
«Терроризму» — NET, Олег Зинцов, Ведомости, 11.11.2002
Проверено. Мины есть, Марина Давыдова, Известия, 10.11.2002
Бомба во МХАТе, Елена Дьякова, Газета.Ru, 10.11.2002
Клоуны тоже плачут, Ольга Смирнова, Культура, 6.11.2002
Нас многие считают фриками, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.11.2002
Неприятности в цирке, Мария Львова, Вечерний клуб, 5.11.2002
Пощечины достались зрителям, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 5.11.2002
Настоящий Гвоздицкий, Григорий Заславский, Независимая газета, 5.11.2002
Художественный театр ставит «боевые» пьесы, Наталия Бойко, Известия, 5.11.2002
Тот и другие, Александр Соколянский, Время Новостей, 5.11.2002
Восьмая жизнь Немировича-Данченко, Лидия Соколова, Музыкальная жизнь, 1.11.2002
Террор на сцене, Павел Руднев, Независимая газета, 1.11.2002
Литературная идиллия, Ольга Фукс, Ваш досуг, 29.10.2002
Правильная формула красива, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.10.2002
Ярче всего бог рисует белым, Елена Дьякова, Новая газета, 24.10.2002
Два — Невинный — Два, Алиса Никольская, Культура, 24.10.2002
Русско-финские страсти, Ольга Фукс, Ваш досуг, 22.10.2002
Закрытый актер Виктор Гвоздицкий, Алена Карась, Ваш досуг, 22.10.2002
В театре надо быть смиренным…, Александр Строганов, Век, 18.10.2002
Сонечку нельзя смотреть, Елена Ковальская, Афиша, 11.10.2002
Эпизоды из жизни актера Гвоздицкого, Алла Михалёва, Литературная газета, 9.10.2002
Сонечкина хрестоматия, Павел Руднев, Независимая газета, 8.10.2002
Пальцем ноги?, Лев Аннинский, Версты, 8.10.2002
Тихоня-Сонечка, Евгения Поливанова, Газета.Ru, 7.10.2002
Уроки чтения, Роман Должанский, Коммерсантъ, 4.10.2002
МХАТ прочитал Улицкую, Светлана Свининникова, Ежедневные новости. Подмосковье, 3.10.2002
Сонечки да танечки, Ирина Корнеева, Время МН, 2.10.2002
Не наш современник, Марина Давыдова, Время Новостей, 1.10.2002
Освоение кумира, Роман Должанский, Коммерсантъ, 1.10.2002
Театральная проза, Алексей Филиппов, Известия, 1.10.2002
Под знаком Весов, Анатолий Смелянский, Московские Новости, 1.10.2002
Браво, Гвоздицкий, браво!, Екатерина Васильева, Газета, 30.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Вот это я люблю…, Артур Соломонов, Газета, 30.09.2002
Отчего стрелялся президент?, Ирина Алпатова, Культура, 26.09.2002
Виктор Гвоздицкий: Наша профессия эфемерна, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2002
Осеннее обострение, Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Артист и его двойник, Ирина Алпатова, Культура, 19.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Новый старый стиль, Григорий Заславский, Независимая газета, 10.09.2002
Опасные связи Табакова, Марина Райкина, Московский комсомолец, 7.09.2002
Актеры не должны простаивать, Алексей Филиппов, Известия, 5.09.2002
Бронтозавр, олигарх, театральный тяжеловес, Григорий Заславский, Независимая газета, 22.08.2002
Ирину Мирошниченко одарили бриллиантами, Ольга Сапрыкина, Комсомольская правда, 27.07.2002
Ирина Мирошниченко: Во МХАТе меня просили снять брюки, Ярослав Щедров, Комсомольская правда, 24.07.2002
Олег Табаков: мы сработали за шестерых, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.07.2002
Убийства не было…, Николай Александров, Газета, 1.07.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
Гений вещественности, Михаил Левитин, Общая газета, 30.05.2002
Во МХАТе подавили убойную силу, Марина Райкина, Московский комсомолец, 28.05.2002
Альтернатива вечности, Александр Смольяков, Век, 24.05.2002
Трагический балаган, Марина Мурзина, АиФ Москва, 23.05.2002
Утиные истории, Ирина Алпатова, Культура, 23.05.2002
Вампиловский сезон, Екатерина Васенина, ПОЛИТ. РУ, 23.05.2002
Осенний марафон, Елена Ямпольская, Новые известия, 22.05.2002
Все враздробь, Дина Годер, Еженедельный журнал, 21.05.2002
Провинциальный анекдот, Нина Агишева, Московские новости, 21.05.2002
Философия пофигизма, Ирина Алпатова, Культура, 16.05.2002
Коллекция Табакова, Мария Львова, Вечерний клуб, 16.05.2002
В Москву, в Москву!, Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Альбом семейных фотографий, Елена Губайдуллина, Известия, 14.05.2002
Утка и свисток, Марина Давыдова, Время новостей, 14.05.2002
Балканский синдром, Павел Руднев, Ваш досуг, 13.05.2002
«Менты» вышли на «Утиную охоту», Марина Шимадина, Коммерсантъ, 13.05.2002
Боязнь пространства, Виктория Никифорова, «Ведомости», 13.05.2002
Затерянные в постмодерне, Мария Львова, Вечерний клуб, 8.05.2002
Вечность и еще один день, Майа Одина, Афиша, 4.05.2002
Интерактивный комплексный обед, Александр Соколянский, Ведомости, 27.04.2002
Мхатовская каракатица, Артур Соломонов, Газета, 26.04.2002
Право выбора, Григорий Заславский, Русский Журнал, 25.04.2002
Интерактивные песни западных славян, Наталия Каминская, Культура, 25.04.2002
Вечность мужская и женская, Ирина Корнеева, Время МН, 24.04.2002
Милорад Павич: Во время бомбежек НАТО я чистил яблоки, Зинаида Лобанова, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Во МХАТе зрители голосуют за «розовый» или «голубой» спектакль, Ярослав Щедров, Комсомольская Правда, 24.04.2002
Вечность: между мужским и женским концом, Марина Райкина, Московский комсомолец, 23.04.2002
Выбирай или проиграешь, Елена Ямпольская, Новые известия, 23.04.2002
Мой первый Павич, Дарья Коробова, Независимая газета, 23.04.2002
Миссия невыполнима, Марина Давыдова, Время новостей, 23.04.2002
«Вечность» слегка затянулась, Роман Должанский, Коммерсантъ, 23.04.2002
Мальчики направо, девочки налево, Алексей Филиппов, Известия, 23.04.2002
Привидения в Камергерском переулке, Дина Абрамова, Вечерняя Москва, 14.04.2002
Кабала спроса, Жанна Васильева, Итоги, 9.04.2002
Меню для театрального ужина, Александра Лаврова, Ваш досуг, 1.04.2002
Гусь печальный, Роман Должанский, Коммерсантъ, 6.03.2002
Развязавшие язык, Елена Ямпольская, Новые известия, 28.02.2002
Молодежный «Гусь», Алексей Филиппов, Известия, 27.02.2002
Удачливая Даша, Глеб Ситковский, Алфавит, 21.02.2002
Как важно быть серьезным, Нина Суслович, Литературная газета, 20.02.2002
Тендер для одинокого старика, Ольга Лаврова, Ваш досуг, 11.02.2002
Женить бы, Олег Зинцов, Ведомости, 8.02.2002
Победа антиквариата, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Врачующая рука убийцы, Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Старик и горе, Ирина Алпатова, Культура, 7.02.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Патовая ситуация, Ольга Фукс, Ваш досуг, 4.02.2002
Модерн в Камергерском, Елена Ковальская, Ведомости, 4.02.2002
Ангел, падший на сцену, Алексей Филиппов, Известия, 4.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Ретро в квадрате, Ирина Корнеева, Время МН, 1.02.2002
Сердечная недостаточность, Ирина Алпатова, Культура, 31.01.2002
Свобода не гарантирует успеха, Сергей Шаповал, Независимая газета, 31.01.2002
И смех и слезы, Марина Давыдова, Время Новостей, 31.01.2002
«Ретро» оказалось глубоким, Роман Должанский, Коммерсантъ, 31.01.2002
Не чисто английское убийство, Станислав Рассадин, Версты, 26.01.2002
Повесть о настоящем человеке, Алексей Филиппов, Известия, 23.01.2002
Кто убил несчастного инвалида?, Артур Соломонов, Газета, 21.01.2002
На радость всем буржуям, Марина Давыдова, Время Новостей, 21.01.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Во МХАТе зажгли, Роман Должанский, Коммерсантъ, 19.01.2002
Детектив в стиле «модерн», Ольга Романцова, Время МН, 19.01.2002
Умирающий лебедь, Антон Красовский, Независимая газета, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Осколки разбитого вдребезги, Екатерина Васенина, 9.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Андрей Ильин: У нас очень спортивная профессия, Римма Авшалумова, Ваш досуг, 7.01.2002
Сомерсет Моэм: театр и жизнь, Виталий Вульф, 5.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
Александр Калягин — о Давиде Смелянском, Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002
Александр Калягин о спектакле «Старый новый год», Александр Калягин, Из книги «Александр Калягин», 2002