ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Белую гвардию сделала убойная сила

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
МХАТ им. Чехова сдал вторую по счету за месяц эпохалку — «Белую гвардию» («Дни Турбиных») Михаила Булгакова. В ней много пьют, говорят по-русски, хорошо по-немецки и плохо по-украински. Рядом с профессиональными артистами марширует личный состав батальона Почетного караула военной комендатуры Москвы числом в 30 человек. В мужской труппе на сцене лишь одна женщина. Спектакль идет без малого четыре часа. Режиссер — Сергей Женовач, художники — Александр Боровский и Оксана Ярмольник. 

ИЗ ДОСЬЕ «МК»:
Первая постановка «Дней Турбиных» относится к 1926 году. В 1929 году был снят, возобновлен в 1932-м. Сталин утверждал, что «Дни Турбиных» «есть демонстрация всесокрушающей силы большевизма». Вторая постановка — 1967 год (режиссер Леонид Варпаковский). Третья — 1981 год (режиссер Николай Скорик). Нынешняя редакция — четвертая.

Тонкое, очень культурное полотно, имеющее серьезные актерские и режиссерские претензии на глобальные и судьбоносные обобщения, как ни странно, похоже на простой домашний стол. В смысле мебель. Во всяком случае, если легендарный для МХАТа спектакль изобразить как схему, то выйдет не что иное, как обеденный стол из трех частей — две большие по краям тесно зажали среднюю. Стол и выступает как главное действующее лицо первого и второго акта. Вокруг него теснятся белые офицеры до того, как Петлюра взял Киев, и сразу после того, как в столицу ридной Украины вошли большевики. Между столовыми сценами — та самая середина — исключительно военного свойства цвета хаки.

«Велик был год и страшен год по Рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней». Ужас времени справа на сцене символизирует вздыбившийся Цепной мост через Днепр, а слева — тот самый стол, который, по Женовачу, следует читать как многоуважаемый шкаф. Пожалуй, он единственный, кто обогревает людей, попавших в переплет истории. И более того, за кремовыми шторами, которых на сцене нет — о них только мечтательно, закатив глаза, говорит Лариосик (Александр Семчев), — весело, пьяно, трогательно и брутально. Благородные офицеры, их единственная дама, песнь «За царя, за родину, за веру». Так мило, подробно, по театральной системе «петелька-крючочек», что зрителю вовсе не хочется перемещаться на мост, где маршируют юнкера, где Гетман всея Украины изображает патриотизм, расстреливают единственного на всю пьесу еврея (Сергей Медведев) и мучается совестью полковник Алексей Турбин (Константин Хабенский).

Следует сказать, что даже в застольных сценах Женовач отказался от какой бы то ни было театральной эффектности. Все аскетично до невозможности — свет, звук, и тем более никаких технических прибамбасов. Любимый Булгаковым цвет — белый снег, белые сны и прочая белизна — исключены им из игры на выживание в столь трудном материале.

Выжили, несмотря на то что спектакль идет почти четыре часа. Белую гвардию во МХАТе играет молодая гвардия. Единственное исключение — Валерий Хлевинский (Гетман). Все остальные — выпускники Школы-студии МХАТ середины 90-х годов или нынешние школяры. Компания за столом по своему составу специфическая: убойная сила, агент национальной безопасности в лице Хабенского и Пореченкова, главный «Толстяк» страны — Александр Семчев, Никита Зверев в очередь с интеллектуалом Анатолием Белым (поручик Шервинский), студент Иван Жидков в роли Николки Турбина. Их сестра — мхатовка Наталья Рогожкина. Ее приходяще-уходящий муж Тальберг (Валерий Трошин) и капитан Студзинский (студент Дмитрий Куличков). Только актер, только ансамбль — и сразу понятно, кто чего стоит в огромном черном кабинете сцены.

 — Не целуйтесь, а то меня тошнит, — едва дыша произносит Лариосик и прикрывает глаза, чтобы не видеть, как Шервинский, подняв на руках Елену вместе со стулом, целует ее. Лариосик — роль явно не по возрасту Александру Семчеву, но четко попадает в его фактуру и амплуа. Его трогательная беспомощность подчеркнута пальто и шапочкой детского вида, варежками на резиночках, и это тот случай, когда костюм формирует образ. Впрочем, талант Семчева, все больше демонстрируемый в рекламной кампании, делает роль Лариосика весьма многогранной, но главное — невидимыми глазу, парадоксальными переходами из одного состояния в другое: малыш-толстяк, напившись водки, впадает в нелепое бузотерство, а отвергнутый любовник становится гордым и смешным карапузом.

И Москва наконец открыла Михаила Пореченкова. Сильный драматический артист в роли штабс-капитана Мышлаевского невероятно обаятелен и при этом глубок. Он мастер точных интонаций, вызывающих доверие как в репризе «Вы что, водкой полы моете?», так и в финальном монологе о России. Пореченков произносит этот драматургический компромисс от Булгакова без пафоса, но понятно обозначив судьбу своего героя в будущем.

Алексей Турбин — может быть, наименее выигрышная для Константина Хабенского роль. Может, потому, что немногословна и пока опирается скорее на харизму артиста, его сильное мужское начало. Но, с другой стороны, трудно представить иного на месте честного служаки. И удачной работой можно считать роль Николки в исполнении Ивана Жидкова, как и другого студента — Дмитрия Куличкова. Впрочем, Елену (Наталья Рогожкина) следует пропустить вперед кавалеров — как единственную на весь спектакль даму, как красавицу с золотыми (не крашеными, а натуральными) волосами, от которых сходят с ума, и как актрису, набирающую во МХАТе силу.

И все-таки, несмотря на взрывы, несущие реалии — немцы, гетман и Антанта, режиссер Женовач настаивает на внеисторичности «Белой гвардии». Еще пока не открылся занавес с чайкой и пока не закрылся он же, звучит нежная, домашняя мелодия на фортепиано (композитор Григорий Гоберник). Домашняя, как кремовые занавески, как стол…

Впрочем, реплика в финале «Большевики идут!» не позволяет «Белой гвардии» расслабиться и избежать актуальности. Но в этом — весь гений Булгакова, который — на все времена. Только все-таки жаль, что нет белого снега, белых снов, алмазного шара и звезд, в вечность которых так верил Мастер. Только в финале возникает голубой свет. Но, как известно, это не цвет надежды.
2004
Триста смертей Моцарта, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.12.2004
Чувство глубокого удовлетворения, Наталия Каминская, Культура, 30.12.2004
Гурмыжская пуща, Елена Ямпольская, Русский курьер, 28.12.2004
Пуще леса, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2004
Кому свадьба, кому правда, Анна Гордеева, Время новостей, 27.12.2004
К «Лесу» передом, Марина Давыдова, Известия, 27.12.2004
Хорошо в лесу!, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.12.2004
«Дети зубров твоих не хотят вымирать», Глеб Ситковский, Газета, 27.12.2004
«Лес» стал пущей, Роман Должанский, Коммерсант, 27.12.2004
Девушка Mороз, Лариса Резникова, Московский Комсомолец, 25.12.2004
У Табакова обнаружили «Сердце ангела», Артур Соломонов, Известия, 22.12.2004
«Чайка» приземлилась в МХТ, Глеб Ситковский, Газета, 22.12.2004
Король Лир, Александр Смольяков, Где, 17.12.2004
Ход к зрительному залу… Вячеслав Невинный, телеканал «Культура», 30.11.2004
Верный, страстный, Невинный, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 29.11.2004
Сирота армянская, Роман Должанский, Коммерсант, 24.11.2004
Невинность победила, Артур Соломонов, Известия, 23.11.2004
«Я никогда не был важным человеком, VIP», Сергей Капков, Газета, 21.11.2004
Оборотни в сутанах, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.11.2004
Матроскин, Олег Зинцов, Ведомости, 12.11.2004
Беспредел в полоску, Глеб Ситковский, Газета, 12.11.2004
Карнавал ожившей мебели, Роман Должанский, Коммерсант, 12.11.2004
Классик в неглиже, Ольга Егошина, Новые известия, 12.11.2004
Хитрости дурацкого дела, Александр Соколянский, Время новостей, 12.11.2004
Веселись — не хочу, Марина Давыдова, Известия, 12.11.2004
Сестра Тартюфа, Елена Левинская, Московские новости, 12.11.2004
Тартюфом меньше, Дина Годер, Газета.Ru, 11.11.2004
Тартюф в полосочку, Алена Карась, Российская газета, 11.11.2004
Сумасшедший дом для МХАТа, Марина Токарева, Московские новости, 5.11.2004
Японский бог, Григорий Заславский, Независимая газета, 2.11.2004
Японский вопрос — русский ответ, Алена Карась, Российская газета, 1.11.2004
Не надо бояться самурая с мечом, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.11.2004
Лира объяпонили, Глеб Ситковский, Газета, 1.11.2004
Мнимый больной, Олег Зинцов, Ведомости, 1.11.2004
Чужой против МХТ, Марина Давыдова, Известия, 1.11.2004
Русская игра по японским правилам, Александр Соколянский, Время Новостей, 1.11.2004
Дело было в зоне, Московский Комсомолец, 1.11.2004
Весь мир — психушка, Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Лир» из-под палки, Роман Должанский, Коммерсант, 18.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Олег Табаков: Я человек хитрый, Алена Карась, Российская газета, 5.10.2004
Мелкий Гамлет, Марина Квасницкая, Рocciя, 30.09.2004
Новая, новее, еще новее…, Дина Годер, Русский Журнал, 30.09.2004
Рассекая волны, Анна Гордеева, Время новостей, 21.09.2004
Изображая Гамлета, Марина Давыдова, Известия, 20.09.2004
Милиция нравов, Олег Зинцов, Ведомости, 20.09.2004
МХТ поставил следственный эксперимент, Роман Должанский, Коммерсантъ, 20.09.2004
Изображая трагедию, Глеб Ситковский, Газета, 19.09.2004
Богиня в саду, Александр Смольяков, ГДЕ, 17.09.2004
Академический минимум, Елена Ковальская, Афиша, 13.09.2004
Кто боится Кирилла Серебренникова, Александр Смольяков, ГДЕ, 10.09.2004
Олег Табаков: Пора бы уж родиться Антону Павловичу!, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 8.09.2004
Маэстро успеха, Марина Токарева, МН, 3.09.2004
В «Лире» только мальчики, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 2.09.2004
Табаков больше не играет в поддавки, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 31.08.2004
Изображать жертву — это супер, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 26.08.2004
Мороз и солнце, Ольга Сапрыкина, Атмосфера, 1.08.2004
Олег Табаков и императорские театры, Павел Руднев, Ваш досуг, 24.07.2004
Как народный артист рыдал навзрыд или кое-что из жизни гения, Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 4.07.2004
СОЛО для «неудобного» человека, Дмитрий Щеглов, Совершенно секретно, № 7/182, 07.2004
Непоследняя жертва, Виктория Никифорова, Эксперт, 28.06.2004
К. Хабенский: «Зритель ждет удара молотком», Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 23.06.2004
Над всей Россией облачное небо, Елена Ямпольская, Русский курьер, 19.06.2004
Землю тянем зубами за стебли, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.06.2004
Записки из детского ада, Ирина Алпатова, Культура, 17.06.2004
Читали и плакали, Итоги, 15.06.2004
Давайте изменим мир, Алена Данилова, Yтро.ru, 15.06.2004
«Лунное чудовище» едет в Москву, Карэн Микаэлян, Новое Время, 12.06.2004
Чтение несчастного испанца, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 11.06.2004
«Не называй ее небесной…», Татьяна Москвина, Московские новости, 11.06.2004
Перевели в ч/б, Артур Соломонов, Известия, 11.06.2004
Вкус последней черешни, Наталия Каминская, Культура, 10.06.2004
Продано!.., Итоги, 8.06.2004
Воля к жизни, Павел Руднев, Ваш досуг, 8.06.2004
Теперь хоть и помереть…, Вера Максимова, Независимая Газета, 8.06.2004
Чехов. Девушка. Анекдот, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.06.2004
Тени забытых предков, Алена Карась, Российская газета, 7.06.2004
Не совсем Литвинова, Дина Годер, Газета.Ru, 4.06.2004
Пробегающая красота, Лариса Юсипова, Ведомости, 4.06.2004
К лесу — садом, Марина Давыдова, Известия, 4.06.2004
Пальма в вишневом саду, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 4.06.2004
«Белое на черном» во МХАТе, Коммерсант Weekend, 4.06.2004
Шапиро поставил Шехтеля, Глеб Ситковский, Газета, 3.06.2004
Здравствуйте, дачники!, Майя Мамаладзе, Россiя, 3.06.2004
Еще один Чехов, Григорий Заславский, Независимая Газета, 21.05.2004
Майский Чехов, Александр Смольяков, ГДЕ, 21.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
«Надо, господа, дело делать», Елена Ямпольская, Русский курьер, 13.05.2004
Интенсивная терапия. Продолжение, Елена Ковальская, Афиша-Воздух, 10.05.2004
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Другие дни, Борис Минаев, Огонек, 14.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
Стулом по России, Алена Карась, Российская газета, 7.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Хабенский и Пореченков теперь белогвардейцы, Анна Орлова, Комсомольская правда, 6.04.2004
Кому пролог, а кому и эпилог, Григорий Заславский, Независимая Газета, 6.04.2004
Белую гвардию сделала убойная сила, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Всеобщая мобилизация, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.03.2004
Крестный путь белой гвардии, Оксана Герасимова, Московский Комсомолец, 27.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Холодная зима пятьдесят третьего, Майя Мамаладзе, Россiя, 25.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Мещане, или Дон Сезар де Базан, Борис Поюровский, Литературная газета, 19.03.2004
Нехорошая квартира, Итоги, 16.03.2004
Немирович вышел весь, Марина Давыдова, Известия, 14.03.2004
«Мещане» в культуре глюка, Нина Агишева, МН, 12.03.2004
От забора до обеда, Наталия Каминская, Культура, 12.03.2004
Серебренников победил Горького, Глеб Ситковский, Газета, 11.03.2004
Зайчики-мещане, Ольга Егошина, Новые известия, 11.03.2004
Концерт для половицы с оркестром, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 10.03.2004
Играй, а то проиграешь, Марина Давыдова, Известия, 10.03.2004
Где тонко, там и рвется, Алена Карась, Российская газета, 10.03.2004
Грядущий клон будет счастливым, Екатерина Сальникова, Ваш досуг, 8.03.2004
«Мещане» вернулись, Роман Должанский, Коммерсант, 6.03.2004
Свои люди, сочтемся, Олег Зинцов, Ведомости, 5.03.2004
Детей не жалко, Дина Годер, Газета.Ru, 5.03.2004
Горький без грима, Григорий Заславский, Независимая Газета, 5.03.2004
Мандаринка от яблони далеко падает, Елена Ямпольская, Русский курьер, 4.03.2004
Немного уважаемый шкаф, Олег Зинцов, Ведомости, 4.03.2004
Клоны атаковали МХАТ, Роман Должанский, Коммерсант, 4.03.2004
Крошка-клон к отцу пришел, Глеб Ситковский, Газета, 4.03.2004
МХАТ атаковали клоны, Артур Соломонов, Известия, 4.03.2004
Честные намерения, Мария Никольская, Россiя, 4.03.2004
Народный характер Алексея Грибова, Светлана Новикова-Ганелина, Аргументы и факты, 4.03.2004
Новый спектакль МХАТа имени Чехова рассказывает о клонах, Елена Груева, Столичная вечерняя газета, 3.03.2004
Если встретишь сам себя, умрешь, Ольга Рогинская, Русский Журнал, 3.03.2004
Отцы и клоны на сцене МХАТа, Мария Кузьмина, Yтро.ru, 3.03.2004
Разбитое счастье Евгении Ханаевой, Сергей Капков, Частная жизнь, 03.2004
Олег Табаков выдает Японии главную тайну, Валерий Виноградов, Вести, 28.02.2004
«'Мещан'» я прочел недавно", Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Максим Горький — хит сезона, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 27.02.2004
Мещанин во дворянстве, Елена Ковальская, Афиша, 25.02.2004
Никакого мещанства, Павел Руднев, Ваш досуг, 23.02.2004
МХАТ в грязи, Мария Львова, Вечерний клуб, 19.02.2004
Президент идет в «Лес», Виктория Никифорова, Эксперт, 24.01.2004
Но кто мы и откуда…, Анна Шалашова, Экран и сцена, 21.01.2004
Последняя любовь делового господина, Полина Богданова, Театральные Новые известия, 17.01.2004
В паутине опасных связей, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.2004
Рисунки и шаржи. Борис Ливанов, телеканал «Культура», 2004
Мой серебряный шар. Евгений Евстигнеев, Виталий Вульф, телеканал «Россия», 2004