ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ

Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Недавний фаворит «Золотой маски» Сергей Женовач поставил новый спектакль — «Игроков» Гоголя, дав в программке свое определение происходящему на сцене: жульничество. Это емкое слово показывает, что режиссер не собирался представлять героев Николая Васильевича в качестве безобидных обывателей, одержимых невинной игрой в карты. Для них это не забава, не развлечение, а жестокий бизнес.

С первой минуты спектакля видно, что мужчины в одинаковых черных пальто и черных шляпах (ни одна женщина здесь так и не появится) настроены по-боевому. Вот они зажигают свечки на столах, обильно ужинают. Здесь, в полуподвальном помещении, у них что-то вроде традиционной сходки, а сами они принадлежат к клану бесчестных картежников, у которых все вокруг схвачено и охвачено и даже есть свои осведомители в близлежащих крупных городах, где можно стричь купоны с простаков, впервые садящихся за игорный стол.

Сергея Женовача мало занимает внешняя, детективная сторона сюжета. Его интересуют молодые люди, вставшие на путь обмана, так рано продавшие свою душу дьяволу. Это действительно страшно, когда в роли прожженных дельцов видишь безусых пацанов, для которых тем не менее уже ничего святого не осталось. Спектакль напоминает череду поединков. Но не безрассудных дуэлянтов, а циничных авантюристов, произрастающих на взрыхленной почве вседозволенности и безнаказанности. Вольно или невольно, но Женовач фокусирует в своем спектакле основные мотивы творчества Гоголя, который в своих произведениях не уставал предупреждать о грехе бездуховности в прогнившем мире чистогана и наживы.

Впрочем, сам Гоголь тоже присутствует в этом спектакле, только в виде посеребренного бюста. На него накидывают пальто и надевают шляпу, поскольку все игроки с писателем как бы на дружеской ноге, перед Гоголем исповедуется юный помещик Ихарев (Андрей Шибаршин), занимающийся изготовлением крапленых карт и мечтающий облапошить своих подельников. Но в финале спектакля все резко меняется: бюст Гоголя поворачивается спиной к заигравшимся мошенникам, а Ихарев, словно побитая собака, оказывается под столом. Его обвели вокруг пальца, как самого последнего лоха, потому что на каждого плута всегда отыщется другой плут и объегорит без зазрения совести. Такова уж неизменная философия жульничества — хоть в ХIХ веке, хоть в нашем компьютерном.
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр