ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Крапленые люди

Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Нет на свете штуки более азартной, чем совместная игра. И не столь существенно, какая игра имеется в виду, театральная или карточная. Режиссер Сергей Женовач и его ребята из Студии театрального искусства — люди чрезвычайно азартные и компанейские, что регулярно и доказывают своими спектаклями. Взяв гоголевскую пьесу и разделив ее на девятерых, студийцы Женовача с успехом продемонстрировали нам, что они не столько актеры, сколько театральные игроки.

В «Игроках» действительно девять персонажей, но ребята из Студии театрального искусства взяли к себе сотоварищем десятого — Гоголя Николая Васильевича. Бюст писателя помещен слева при входе на сцену, и первостатейный шулер по фамилии Ихарев (Андрей Шибаршин), едва вступив в трактир занюханного уездного городишки, любовно укроет Николая Васильевича своим длиннополым пальтишком, да еще и шляпу на лоб нахлобучит. Уважает он его, видать, очень и почитает за своего. Строгие черные костюмы-тройки, безлико-элегантные пальто и шляпы — вот единая униформа для всех девятерых игроков в спектакле Сергея Женовача. Все из одной колоды, все одновременно и шельмы, и джентльмены.

Каждый, кто хоть раз посещал казино, знает, насколько строги нравы в этих заведениях. Никаких кричащих тонов, красивостей в оформлении интерьеров. Ничто не должно отвлекать игрока от игры — вот первое правило подобных клубов. Сергей Женовач и художник Александр Боровский пошли по тому же пути. Женовачевские «Игроки» — это прежде всего жесткая форма, за которой скрывается взрывоопасное содержание. 

Девять ломберных столиков, отделанных зеленым сукном, образуют правильный квадрат. В начале спектакля за них спиной к зрителю сядут участники предстоящего надувательства и огласят пространство тихим заговорщицким посвистом. Это предвкушение Большой игры, которая вот-вот начнется.

Все, включая слуг, говорят здесь тихими предупредительно-вежливыми голосами и часто делают длинные, как будто ничего не значащие паузы. Хотят казаться бесстрастными, но их выдают горящие глаза и нервное постукивание то ногой, то костяшками пальцев. Густое напряжение вокруг карточного стола все растет, и порой ловишь себя на том, что неудержимо хочется заглянуть в карты игрокам. Тот, кто когда-нибудь присутствовал при азартной карточной игре, понимает, о напряжении какого рода здесь идет речь.

Чему действительно Женовач научил своих студийцев — так это умению быть заразительными. Из проходной реплики Ихарева «Балык, кажется, не того, а икра еще так и сяк», адресованной своим новым товарищам, он делает целую сцену, вызывающую обильное слюноотделение у зрителя. Швохнев (Александр Обласов), Кругель (Григорий Служитель) и Утешительный (Алексей Вертков) отдаются процессу поглощения красной семужки и белого вина с таким же артистическим упоением, с каким парой минут позже приступят к взаимному облапошиванию. 

«Жульничеством в 9 эпизодах и 25 картинах» назвал Сергей Женовач свой новый спектакль. Виртуозная работа художника по свету Дамира Исмагилова способствует тому, что мы буквально воочию видим, как спектакль дробится на эти эпизоды. Исмагилов заливает сцену ярким светом, рисующим отчетливые тени джентльменов на белой стене. Но как только игра переменится, как только Фортуна, или бишь Аделаида Ивановна, улыбнется кому-нибудь из господ шулеров, резко сменится и ракурс нашего зрения. 

В игре появляются все новые и новые крапленые фигуры. К молодым людям из Студии театрального искусства, к ровесникам с азартно горящими глазами Женовач добавит своего старого знакомого, хорошего актера Сергея Качанова, с которым они когда-то работали на Малой Бронной. Качанов сыграет почтенного Михаила Александровича Глова, шулерски слепленного из Ивана Климыча Крыницына. Мнимый взяточник Псой Стахич Замухрышкин (Сергей Аброскин), он же Флор Семенович Мурзафейкин, окажется милейшим и чрезвычайно компанейским собеседником.

В новом спектакле Сергея Женовача волшебным образом соединились и его фирменное лукавство, и видимое бесстрастие формы, за которой кипит настоящий игровой азарт. До чего же это все-таки важно в театре — быть азартным.
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр