ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Пьеса о кремовых шторах

Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
Культовая пьеса Михаила Булгакова «Дни Турбиных» возвращается на сцену Художественного театра. Для постановки приглашен режиссер Сергей Женовач, которого отличает вдумчивое и внимательное отношение к классическим текстам. Именно это позволяет открывать в них современный смысл

Легенда
Мировая премьера пьесы Михаила Булгакова «Дни Турбиных» состоялась в Художественном театре 5 октября 1926 года. Тридцатипятилетний дебютант был немногим старше своих героев. Позднее Булгаков опишет работу над спектаклем в «Театральном романе», поскольку процесс превращения романа «Белая гвардия» в пьесу «Дни Турбиных» сопровождался весьма драматическими (а порою и комическими) коллизиями. Существует несколько редакций пьесы, и отличия ее от романа весьма существенны: сокращено количество персонажей, изменена даже профессия главного героя. Но в результате получилась удивительно стройная по композиции драма, где чеховское настроение переплелось с острым ощущением обламывающейся под ногами грани времен. Квартира Турбиных оказалась островом (или ковчегом?) среди бушующей стихии гражданской войны, а герои вопреки всему сохраняли интеллигентность, доброту, внимание и заботу друг о друге.

Успех спектакля 1926 года был феноменальным. Ни для кого не секрет, что после революции 1917 года Художественный театр переживал репертуарный кризис, пытаясь найти пьесу, которая могла бы дать возможность показать современную действительность, не ущемляя эстетических принципов театра. «Дни Турбиных» стали именно такой пьесой, а участники Второй студии МХАТ, игравшие главные роли, заявили о себе как о достойных наследниках основателей Художественного театра. Булгакова обвиняли в апологии Белого движения, но Сталину спектакль нравился. По документам, хранящимся в музее МХАТ, он смотрел спектакль 15 раз! Именно благодаря вниманию «отца народов», «Дни Турбиных» были возобновлены в 1932 году, и в общей сложности постановка выдержала 987 представлений. 

В 1968 году МХАТ попытался вернуться к этой пьесе, но, увы, воскресить легенду не удалось. Тончайшая лирика отношений не давалась артистам, почему-то на первый план выдвигались военные эпизоды, а главное, было не очень понятно, чем «Дни Турбиных» интересны современному зрителю?

Риск
Конечно, ставить сегодня «Дни Турбиных», хотя бы и под авторским названием «Белая гвардия» (Булгаков хотел, чтобы спектакль назывался именно так), — это риск. Специалисты вспомнят немало постановок, где царские офицеры напоминали подгулявших денщиков, а Елену больше всех революций волновал Мышлаевский. Сыграть интеллигентность также трудно, как и аристократизм. И все же художественный руководитель МХАТ им. Чехова Олег Табаков пошел на этот шаг, пригласив Сергея Женовача с его опытом работы над «Идиотом» (Театр на Малой Бронной), «Месяцем в деревне» («Мастерская П. Фоменко»), «Горем от ума» (Малый театр). Режиссерской манере Женовача свойственна филигранная работа с текстом и отличная разработка ролей, чему, несомненно, способствует и педагогическая работа в ГИТИСе. 

Актерская команда собрана многообещающая. В роли Алексея Турбина — звезда сериалов и театрального Петербурга Константин Хабенский, который умеет сочетать внешнюю экспрессию с психологической глубиной и тонким лиризмом. Мышлаевского сыграет его однокурсник, также успешно работающий и в театре, и в телевизионном кино Михаил Пореченков. В роли Шервинского — Никита Зверев и Анатолий Белый. Лариосик — Александр Семчев, Елена — Наталья Рогожкина. Кроме профессиональных актеров в массовых сценах заняты солдаты срочной службы Кремлевского полка.

Художник Александр Боровский воздвиг на сцене некую вздыбленную конструкцию, весьма недвусмысленно символизирующую взорванный гражданской войной быт. Антикварная мебель среди всего этого смотрится очень живописно и даже трогательно.

Интервью с режиссером

- Сергей Васильевич, первый вопрос связан с распределением. Театроведы уже вспомнили фразу из пьесы про штаны Николки, которые нужно ушивать для Лариосика — она совершенно не соответствует фигурам ваших артистов…

 — Знаете, между текстом пьесы и реалиями спектакля всегда должен существовать некий зазор, даже конфликт, иначе мы впадем иллюстративность. Лариосика все привыкли представлять худым, изможденным, его внешность является как бы продолжением его чистого, почти детского восприятия мира. Но гораздо интереснее уйти от внешнего совпадения, тем более что у Булгакова есть разные варианты, в одном из которых Лариосик приезжает в Киев после того, как его бросила жена. И такой несколько неожиданный выбор на эту роль Александра Семчева, артиста тонкого, умного, есть поиск внутреннего совпадения актера с образом. Наш Лариосик в чем-то сродни толстовскому Пьеру Безухову, глубоко чувствующему и способному на большую любовь.

- Главные роли в вашей постановке исполняют два артиста, которые известны не только по театральным работам, но и по телесериалам. С вашей точки зрения, этот телевизионный опыт сказывается благотворно?

 — Прежде всего, это вопрос актерского дара, а этот дар уже может по-разному проявляться в кино, театре, на телевидении. И Константин Хабенский, и Михаил Пореченков — актеры замечательные. О результате пока говорить трудно, но процесс работы с ними мне очень интересен. Что же касается сериалов, то мне кажется, что они даже раскрепощают артистов, дают им новые технические возможности. Сериал требует от артиста постоянно находиться в тонусе, постоянно быть готовым к импровизации, давать быстрый отклик. 

- Насколько сегодня актуальны «Дни Турбиных»?

 — Я мог бы ответить, что классика всегда актуальна, но касательно именно этой пьесы, мне представляется, что она должна всегда быть в репертуаре — хотя бы в каком-нибудь одном театре. Это нужно и артистам, и зрителям. Проблемы, поднятые Булгаковым, важны во все времена. Как «Гамлет», как «Король Лир». Ну и момент перелома эпох во многом созвучен нашему времени. В такие моменты перед человеком всегда встает проблема: как жить, как выжить, как сохранить духовные ценности? Поэтому такая декорация — в ней не очень комфортно находится, за покатым столом не удобно сидеть, с него все скатывается?

- То есть чай пить не будут?

 — Будут пить и чай, и водку — но в ситуации такого изломанного быта.

- А знаменитые кремовые шторы будут в спектакле?

 — Кремовые шторы — в душе.
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр