ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Не будьте как дети

Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Наконец обретшие собственный дом (здание бывшего кинотеатра «Киев» на Кутузовском проспекте) фоменковцы выбрали для первого «стационарного» спектакля пьесу «Варвары». Для репертуарного театра выбор неплох. Во-первых, горьковская многонаселенная драма позволяет занять почти всю — за последнее время весьма разросшуюся — труппу. Во-вторых, дробная и центробежная структура «Варваров» очень подходит этюдному методу, которому отдают предпочтение ученики знаменитого мастера. Ненавязчивая режиссура давно работающего с фоменковцами Евгения Каменьковича этой этюдности весьма способствует. Он выступает скорее в качестве педагога, чем постановщика-диктатора — старается максимально раствориться в актерах, придумать им характер, биографию и проч. В общем, говоря профессиональным языком, «разминает» пьесу. Тому, кто знаком с основами театрального ремесла, ясно, какая это кропотливая, трудоемкая работа. Каменьковичу она удается. Спектакль идет почти четыре часа, но смотреть его — особенно в первом (экспозиционном) действии — нескучно, что для современной сцены уже победа.
Как и в знаменитом шедевре фоменковцев «Волки и овцы», социальный пафос «Варваров» по возможности приглушен. В истории о том, как продвинутые инженеры приехали в патриархальную провинцию и варварски разрушили ее варварский уклад, нет очевидных реалий начала века, но какого-либо осовременивания тоже не видно. Искус превратить разночинцев-интеллигентов в новых русских, дореволюционную провинцию в постсоветскую успешно преодолен. Спектакль, как всегда у фоменковцев, получается добрым, легким и обаятельным. Ни деструктивная ирония Черкуна (Сергей Тарамаев) и Цыганова (Рустэм Юскаев), ни дремучесть местных жителей не осуждаются: все люди, все человеки, всех понять можно. Иными словами, «Варвары» еще раз демонстрируют публике фирменный стиль студии. Они же обнаруживают и безусловные издержки этого стиля.
В калейдоскопе спектакля магистральная сюжетная линия, связанная с русской Эммой Бовари Надеждой Монаховой (Галина Тюнина), совершенно теряется. Вот одна бытовая зарисовка, вот другая, вот такой диковинный персонаж, вот этакий, вот Монахова застрелилась, а вот и спектакль закончился.
Конечно, все это можно отчасти списать на особенности драматургии. У Горького нет противопоставления протагониста и среды. Есть лишь сама среда, и всякая попытка героического самостояния грозит обернуться фарсом. Но отсутствие героя не означает отсутствия подлинных чувств. Помимо «среды» и социального пафоса в «Варварах» есть пять пудов любви, буйная слепота страстей, псевдоромантические безумства… Все это у фоменковцев тоже смикшировано. Они умеют великолепно, почти виртуозно играть в любовь. Но играть любовь у них не получается. И это тоже черта стиля.
Неслучайно для одного из самых талантливых режиссеров фоменковской школы Сергея Женовача изнанка человеческой души почти всегда — заповедная область. И «Короля Лира» (Театр на Малой Бронной), и «Месяц в деревне» Тургенева (Мастерская Петра Фоменко) он ставил без инфернальных фигур, трагического накала и надрыва. Даже в его трилогии по «Идиоту» просветленному Мышкину были противопоставлены не обуреваемые страстями герои, а словно бы увиденные глазами самого князя симпатичные люди, чьи недостатки простительны и понятны. Стоит ли говорить, что Сергей Тарамаев (Мышкин) был в этом спектакле куда убедительнее Сергея Кочанова, игравшего Рогожина. Теперь Тарамаеву самому представилась возможность сыграть попытку страсти и - главное — объект страсти. И тоже получилось не то чтобы плохо, но как-то вяло.
Нет сомнений, что и Галина Тюнина, и примкнувший к студийцам Сергей Тарамаев, и Ксения Кутепова (Лидия Павловна) — артисты превосходные. И наивность, и ирония, и кокетство им весьма удаются. Но как только дело доходит до любовных признаний, стенаний и клятв, спектакль провисает. Обаяния много — драматизма нет.
Умение сыграть страсть (равно как и умение влюблять в себя зрителей противоположного пола) во все времена было составной частью актерской профессии. В «Мастерской» выросла целая плеяда артистов — тонких, умных, талантливых, но драматизма и страстей избегающих и даже опасающихся. Поразившая всех когда-то легкость в стиле необыкновенная превратилась для них в idee fixe. Главное, чтоб не получилось тяжеловесно и всерьез, а то обаяние молодости уйдет, хорошее настроение покинет, жизненный тонус зрителей повысить не удастся. Все еще обаятельные фоменковцы предпочитают талантливую инфантильность, не понимая, что повзрослеть все же лучше, чем превратиться из молодых в вечно молодящихся.
Пресса
Союз нерушимый, Александр Боровский, Итоги, 3.09.2012
Дни Булгакова в Художественном театре, видеосюжет телеканала «Культура», 17.05.2011
Павел Руднев: Классик Женовач, Павел Руднев, Взгляд, 15.05.2007
«15 мая — это день „икс“ в моей судьбе», Глеб Ситковский, Газета, 15.05.2007
Пятьдесят лет игрока, Григорий Заславский, Независимая газета, 15.05.2007
ГРЕХ БЕЗДУХОВНОСТИ, Любовь Лебедина, Труд, 11.05.2007
Игроки, Елена Ковальская, Афиша, 27.04.2007
ЗАО «Игроки» начинает и выигрывает, Григорий Заславский, Независимая газета, 25.04.2007
Лишь оцените красоту игры, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 24.04.2007
Картежники, Итоги, 23.04.2007
Радости шулеров, Ольга Егошина, Новые известия, 19.04.2007
Обманутый лезет под стол, Олег Зинцов, Ведомости, 18.04.2007
Что наш театр? Игра!, Марина Давыдова, Известия, 18.04.2007
Крапленые люди, Глеб Ситковский, Газета, 17.04.2007
Они еще поиграют, Анна Гордеева, Время новостей, 17.04.2007
Сергей Женовач ходит Гоголем, Роман Должанский, Коммерсант, 17.04.2007
Сергей Женовач стал нашим всем, Мария Синельникова, Коммерсант, 16.04.2007
Определенный расклад ума, Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, 13.04.2007
Играем по-новому, Елена Груева, Ведомости-Пятница, 6.04.2007
Спектакли: «Игроки», Независимая газета, 6.04.2007
Латвию оккупировала белая гвардия, Телеграф, ежедневная газета Латвии, 21.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Мирные дни, Павел Руднев, Ваш досуг, 29.04.2004
Жизнь за кремовыми шторами, Любовь Лебедина, Труд, 10.04.2004
Турбины — первые и последние, Дина Годер, www.russ.ru, 8.04.2004
Предлагаемые обстоятельства, Наталия Каминская, Культура, 8.04.2004
А абажур висит, Итоги, 6.04.2004
Люди чести, Александр Соколянский, Время новостей, 5.04.2004
Душевная драма, Олег Зинцов, Ведомости, 2.04.2004
Вышли из ментовской шинели, Полина Игнатова, Газета.Ru, 2.04.2004
Спрятаться негде, Нина Агишева, Московские новости, 2.04.2004
Счастье — хорошо, а правда — хуже, Глеб Ситковский, Газета, 2.04.2004
Без черного снега, Елена Ямпольская, Русский курьер, 1.04.2004
Белая и пушистая гвардия, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 1.04.2004
Жизни грянули «Ура!», Марина Давыдова, Известия, 31.03.2004
Любимый спектакль Сталина, Григорий Заславский, Независимая газета, 26.03.2004
Пьеса о кремовых шторах, Александр Смольяков, Где, 25.03.2004
«Белая гвардия». Новый призыв, Юлия Шигарева, Аргументы и факты, 24.03.2004
Назад в будущее, Павел Руднев, Ваш досуг, 22.03.2004
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
А еще?, Наталия Якубова, Театральная жизнь, № 1, 01.1997
«Мастерская» Петра Фоменко, Нелли Пляцковская, Невское время, 16.03.1994
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Побеждающая радость творения, Саулюс Мацайтис, Эхо Литвы, 18.01.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993
Дар, Наталья Крымова, 1992
«Владимир?» превосходной степени, Олег Табаков, Экран и сцена, 26.12.1991
Гоголь из кусочков, Мария Богатырева, Московский Комсомолец, 24.10.1991
Фоменки*, Аркадий Островский, Театр